Характеристики HI-FI аудиотехники по измеряемым параметрам стали великолепными. Но у нее существуют проблемы с воспроизведением реальной музыки. Эту проблему производители Hi-Fi техники решили отказом от ответственности за конечный результат. Одни производят акустику, другие усилители, третьи кабели и тд.
Потребителю предлагается конструктор из компонентов. Перебор этих компонентов дает совершенно различный итоговый результат. Перебирать компоненты можно бесконечно. С бесконечным количеством вариантов получаемого звучания. Особо неугомонным предлагают даже менять детали в тракте аудиосистем.
И реально существуют люди, которые впаивают новые детали, с уверенностью, что производители что-то не учли. И они сейчас это быстро исправят. При этом улучшать качество телевизоров, холодильников или принтеров, впаивая в них другие комплектующие, они почему то не хотят.
В Hi-Fi и Hi-End повсеместно используется узкая специализация.
Ситуация хорошо описана А. Райкиным в этюде «Кто сшил костюм?» Всегда можно сказать, — это у вас усилитель, кабель… или другой компонент не той системы. Но какой он должен быть, ни кто не знает. Включая самого производителя. У Райкина хотя бы существует понимание, что такое хорошо, и какой результат должен быть в итоге.
Высокая верность звучания, неизбежно должна была приводить к единому, универсальному эталону качества.
Что можно наблюдать абсолютно у всего. Телевизоров, видео-фото камер, принтеров и т.д. Было бы дико странно, если бы телевизоры делились на те, которых подходят для просмотра лирических комедий, и телевизоры для новостей и ток-шоу. И выглядело бы это приблизительно так: покупатель говорит продавцу, — какой телевизор вы мне посоветуете для просмотра программы «Воскресный вечер с Соловьевым»? Либо, — «посоветуйте мне принтер для распечатывания фотографий женщин блондинок среднего возраста».
В «мире Hi-Fi» это совершенно типичная и обыденная ситуация. Так как весь Hi-Fi и Hi-End звучит «кто в лес кто по дрова», даже в одной линейке у одного бренда.
Если зайти в Hi-Fi салон и прослушать акустику которая там есть, — она вся будет звучать по-разному. Разница будет больше, не в категории лучше или хуже, а именно в том, что она вся абсолютно разная. И это только если акустику послушать. А если начать комбинировать различные компоненты, количество вариантов звучания возрастает в прогрессии.
При этом продавец будут очень честно смотреть тебе в глаза и утверждать, что вся техника имеет исключительную и запредельно высокую верность воспроизведения (Hi-Fi, Hi-End). И отличается она друг от друга и оригинала на 0,01%. Люди с IQ уже выше 80, знают, что точные копии не могут быть разными. Они либо точные и одинаковые. А если они разные, то тогда они не точные. Этот факт очень сильно ограничивает аудиторию покупателей и объемы продаж. Покупатели осознают, что где то их дурят. Но в каком именно месте не понимают.
Доктор Хаус известен фразой — «все лгут». Мир продаж Hi-Fi устроен так, что врут, даже когда в этом вроде бы полностью отсутствует какой либо смысл. А смысл в этом заложен огромный. Таким образом сортируют клиентов на тех, на кого не стоить тратить время, и тех с кем нужно очень плотно и усердно работать.
К примеру, если убеждать всех встречающихся вам на улице людей, что нужно переписать на вас их квартиру, результат будет нулевой. При этом вы потратите очень много времени. Но если жестко отфильтровать миллионную аудиторию по нужным критериям, вы уже работаете именно с теми, кто действительно приносит вам деньги. В случаи с квартирой вам требуется клиент в тяжелом психологическом состоянии. А первым разумеется должен быть вопрос не про квартиру, а -«Верите ли вы в бога?».
Для эффективности продаж Hi-Fi техники, от клиента требуется способность к глубокому погружению в волшебный «Мир Hi-Fi». В котором люди слышат теплый ультразвук, а электроны трудолюбиво прогревают провода и становятся твоими приятелями. Если клиент испытывает скепсис по поводу происходящей магии, и упорно продолжает воспринимать акустические системы как предмет бытовой электроники, ему невозможно продать два ящика с динамиками за 500 тыс. руб. Так как в рамках разумного дискурса, такое приобретение не может иметь никакого адекватного, логического обоснования.
К примеру, нам нужно продать что-то сопоставимое, например холодильник, за 500 тыс. руб. С технологической точки зрение холодильник более сложное устройство нежели акустическая система.
Но даже если холодильник будет сделан из цельного куска титана, это вряд ли даст возможность обосновать клиенту его столь высокую цену. Но даже если, самым невероятным образом, нам все же удастся убедить клиента, что титан и его фрезеровка действительно так дорого стоят, — станет еще хуже… Возникнет неизбежный вопрос, — нахрена мне нужен холодильник из фрезерованного титана? Поэтому изначально следует работать на совершено другом поле дискурса.
Если расширить картину мира до состояния когда, холод, который вырабатывает наш холодильник, наделен магическими свойствами, — ситуация меняется принципиально. Сложность в том, что нельзя прямо обещать, что кабачковая игра превращается в нашем холодильнике в осетровую.
В этом и заключается мастерство продавца, которому учат на специальных тренингах. Необходимо создать иллюзию приобщения к миру магии и избранности. Но делать это разумеется удобнее камерно, в дали от посторонних глаз, в каком нибудь переулке. И в этом переулке, параллельном «мире Hi-Fi», купить наш холодильник за 500 тыс. руб. уже огромная удача, которая улыбается очень немногим. Но иногда бывает, что тебе сильно повезет.
Конечно, купив наш холодильник клиент замечает, что чудес вокруг не происходит. Но мы этого и не обещали, так как для полного раскрытия всего потенциала его волшебных свойств, обязательно нужны другие магические предметы.
В этом вся прелесть компонентной системы!!! Вырабатываемый нашим холодильником холод безгранично качественен, и в этом не может быть ни каких сомнений. Но существуют узкие места во все системе, которые необходимо исправить.
Возможно теперь клиенту нужен процессор, который коррелирует температуру в морозильной камере с температурой на северном полюсе, с точностью 0.01%. А может быть чудо ножки-шипы. Бывает, что провода недостаточно прогреты. Производители их грели, грели, но так до конца и не прогрели…. Не хватило бюджета в 500 тыс. руб. И очевидно, что требуется купить…
Хотя в нашем примере, провода скорее недостаточно охолождены. Но это уже детали. Пусть у клиента голова болит, что ему нужно, а что нет. Мы лишь даем советы, и продаем разные штуки и отдельные предметы. И не за что не отвечаем. А все наши штуки и предметы очень замечательные, и претензий к ним быть не может.
Чем выше точность тем дороже. Но если сейчас у клиента совсем мало денег, ему можно предложить инновационную формочку для заморозки льда, за 5 тыс. руб. Сумма не важна, — во втором сезоне главным является само бесконечное движение клиента вперед к совершенству. А так как у совершенства нет предела, размер комиссии так же ни чем неограничен. А в переулке есть так много замечательных штук и предметов.
Продолжение: Магические предметы «Мира Hi-Fi». Глава 4.
Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1
Опрос читателей
Отличный сайт!
По стилистике изложения очень схож с уже закрытым «www.металл-винил».
Аудиодебилов слушающих «безкислородныепровода» будет здесь колбасить)))
…сууу…ка как дальше жить с не прогретыми проводами?!!….:-)))
…есть идея устройства отсоса 96,6% молекул О2 из медной шины с автоматической синхронизацией обсосаных молекул Cu в такт проигрываемой через шину композиции )))
Бескислородная получается простым добавлением фосфора в процессе плавки. Медь уже давно вся бескислородная, — другой просто нет.
Это верно про медь. Технологический процесс построен так, что давно уже ЛЮБЫЕ провода выпускает без наличия кислорода))). А те кто с физикой дружит, должны знать, что шипы — это концентраторы колебаний! Дурят простых обывателей (аудиофилов). Еще про частоту свыше 20кГц впаривают. Будто люди, как дельфины слышат. )))))))))))))))) Смешно… И очень печально…
и как шипы концентрируют колебания? и где?
Тоже сильно напомнило стилистику метал винила. Отлично писал человек, жалко, что исчез этот сайт.
Автору аудиоарт спасибо за очень интересный цикл статей. С нетерпением жду продолжения.
Ну так, человек, который «отлично писал», вполне должен упоминаться всуе — Рауль Санчез, известная личность. Многие его хейтят, а мне он нравится.
К сожалению, общество делится в основном на Писателей и Читателей, изменить что-то к лучшему мало кто хочет и может)))
Вы правы! Я вот тоже 20 лет мучился в поисках идеала. Сначала просто покупал различную брэндовую продукцию, потом начал понемногу ее модифицировать.
Но, выйдя на пенсию, решил слепить АС сам. Потому что все не переберешь. Да и по деньгам «недопрыгнешь». Всю зиму промучился. Но, главное, результат. Сделал то, что хотел. Но это,как говорится, другая история.
В итоге получилось, как всегда: спасение утопающих-дело рук самих утопающих!
Позволю себе высказать свою версию по поводу отсутствия эталона звучания. Уши у всех разные. В том числе и у разработчиков. И наверняка одно и то же звучание будет воспринято по-разному. Поэтому их будут изготавливать разнозвучащими влюбом случае. Кому-то нравятся «острые высокие», кому-то «тупые» (мягкие). Другое дело селекция по жанрам. Здесь, я думаю, причина в том, что создание «всеядной» системы гораздо сложнее. Требуются весьма кропотливые усилия для подгонки номиналов и довольно сложный компромисс между сложностью фильтрации и простотой, весом и толщиной, подбором подходящих динов.Важна точность и стабильность комплектующих, совсем не обязательно супербрэндов. А всякие навороты типа шипов , плит, крутые провода и т.д. могут влиять на окраску звука, не изменяя общего впечатления. По опыту могу сказать, что хорошо сбалансированная по всем параметрам АС должна звучать достойно при подключении любых нормальных (толщина проводов, качество изготовления) аксессуаров и гаджетов при воспроизведении любых жанров. То есть относиться к любому звуку нейтрально. В пределах разности восприятий, как было сказано выше. Без всякой отсебятины. В противном случае Вас очередной раз развели.
Про фазовые искажения абсолютно согласен. Получается чем меньше полос, чем проще фильтры, тем натуральней звук. И тем хуже всеядность АС. Потому самая большая сложность в создании АС -это свести фазы полос как можно точнее. Буквально вручную. Влияет каждая 0,1 ед.номинала комплектующих.Тогда и АЧХ будет ровной (с учетом правильного выравнивания чувствительностей динов). А сама по себе ровная АЧХ ничего не говорит о качестве звучания. При том, что абсолютные копии невозможны, потому что даже качественные дины имеют разброс. Соответственно меняются номиналы фильтров. Поэтому скажу так: Чем больше брэнд выпускает единиц продукции, тем меньше в нем hi-fi. Но где та граница, сказать трудно. Про hi-end вообще молчу. Прежде, чем к нему присматриваться, сначала нужно приготовить комнату. Иначе деньги на ветер.
Конечно, аудиофилия-болезнь, сродни наркомании. Потому что качественный звук вызывает эйфорию в мозге (так называемый вовлекатор), который заставляет человека вечно пытаться достичь почти недостижимой гармонии. Этим и пользуется вся современная аудиоиндустрия. Когда производством занимались энтузиасты-самодельщики, качество продукции было несомненно выше.
Хотел сказать два слова, а получилась целая статья… У самого, как говорится, наболело.
как может быть ухи разными у всех? если бы были разными то не было ни квин ни джексона…здесь дело в другом зачем тебе ухи? что ты слышишь и для чего? акустика в разных ценовых категориях просто должна звучать одинакого. А почему разные ценовые категории так это от всего зависит, но внутри своей цены должны звучать одинакого..
Если в мире Аудио нет порядка, а есть бардак и хаос, — значит это кому-то выгодно (всем). Можно бесконтрольно пилить бабло на хомячках (покупателях).
с технологической точки зрения, как раз холодильник будет по проще в сравнении с акустической системой, опять же с какой системой? именно с хорошей, где все параметры при работе системы нужно учесть, вычесть сложить, и вот эти расчёты намного технологичнее чем у холодильника, больше нюансов нужно учесть чтобы акустика всё таки заиграла.
Уши, конечно же, разные. У каждого своя АЧХ. Поэтому один и тот же исполнитель будет звучать у разных звукорежиссеров по-разному.
Да, чтобы акустика заиграла, нужно учесть слишком много нюансов. А по ценовым категориям согласен. Примерно одинаково. В противном случае это не акустика, а ящик с динамиками.
ачх не говорит ничего о качестве звучания, если про уши она просто показывает твою пороговую чувствительность!поэтому исполнитель звучит так как нужно звукорежессёру! а если быть точнее то как нужно всей команде создателей музыки, именно они создают картину звука, и ты со своей ачх своих ушей уже воспринимаешь эту картину! но картина она одна для всех одинакова по краскам!!!!!!
Бестолковые гитаристы тоже всю жизнь ищут ту самую гитару с правильным звуком вместо того что бы учиться играть и творить!
По этому поводу имею печальный жизненный опыт. Лет двадцать назад решил
я научиться играть на гитаре. Купил недорогую. Мало ли, может не получится. А выбрать хорошую некому было помочь. Настраивал её, настраивал. Не получается. Ну, думаю, значит, такой музыкант. Побренчал на ней с полгода и далеко забросил. А несколько лет назад заехал в гости бывший одноклассник. Оказывается, у него хорошее музыкальное образование. Жена вспомнила про гитару и предложила ему сыграть. Он повертел её, побренчал, а потом говорит: Где ты эту хрень взял. Её невозможно настроить. И после этого я с горечью понял, что на плохом инструменте
играть не научишься. А Вы говорите…
«Настраивал её, настраивал. Не получается. Ну, думаю, значит, такой музыкант.»
Ваш вывод был полностью верен. Если не смогли понять, что инструмент в принципе не настраивается — значит, такой музыкант.
Я просто не мог поверить, что бывают такие инструменты…
…по поводу качества звучания и пр…пр…пр…кому грустно,рекомендую найти salonavточкаком и пролистать беседу по гармонизатарам штейна…я был в восторге…тантрический секс-просто отдыхает,а лечебница им.Кащенко заждалась своих «гармонизаторов».
Есть такое подозрение, что хорошая техника не обязана стоить дорого. И что виной всему именно узкая специализация в аудиофилии. И что часто говорят о качестве, а подразумевают «качество», то есть вкусовщину, жанровую направленность. Если человеку не нравится характер звучания аппаратов определённой фирмы (ну не любит он джаз/металл), то он его не купит ни за какую скидку, каким уникальным этот аппарат не был бы. Вроде бы качество высочайшее, а «качество» непотребное.
Другое дело профессиональная техника! Предсказуемый результат за приемлемую цену. Неоднократно я с удовольствием слушал даже простейшие концертные сетапы. У нас по соседству для бабушек (и дедушек) муниципалитет периодически устраивает концерты. И знаете, что? Это настоящий живой звук! Певучий, эмоциональный. Очень люблю звучание определённой модели определённой фирмы концертной акустики, сколько раз слушал, столько раз испытывал восторг. Все в их звуке есть. Элементарный случай: однажды я остался после концерта, рабочие собирали сцену, им для фона играла музыка, шансон (не тот, что по радио, а настоящий). Какой (женский) вокал! Никакой резкости, певуче, тембр, я получил удовольствие. При этом, кстати, настроенный для концерта звук я не люблю — резко, крикливо, детализация слабая. Но звучание без заморочек, напрямую — отличное!
А что в аудиофилии? То звучит, то не звучит, это крикливо, это мутно. Жуть… Это не качество, знаете ли. Вот концертная техника, вообще профессиональная — вот это качество. Расскажите звукорежиссёру, что его CD-проигрыватель не для рока/джаза. Ога. Я бы на него посмотрел. Аудиофилия — это процесс организации неразрешимых проблем на пустом месте, когда на то не было оснований. Как считаете?
«Вот концертная техника, вообще профессиональная – вот это качество.»
Ну, и из чего это следует? Просто это вы так себе представляете! Все обсуждаемые вопросы вполне реальны. 40 лет назад они так же задавались. Только любую идею нужно проверять. А кто будет мучиться и ради чего? Наконец-то многие сошлись во мнении, что АЧХ мало что характеризует. Так я это 40 лет назад понял! И что с этим делать? Вы хотите эталона качества? Так нет такого измерительного прибора. А если нет, то с чего вы решили, что эталоном является студийная техника. Ее тоже создают обычные люди, у них тоже свое видение и результат — субъективного восприятия. Ведь прибора Hi-Fi-ственности то нет. Если собрать вместе все крупицы ваших полезных мыслей, то вы уже давно ответили на свои вопросы. Вы только этого не замечаете!
Нет никакой технической возможности измерить качество! Синусоида слишком простой вид сигнала, с помощью которого можно только определить, что изделие работает. Но вы же сами говорите, что встреча вживую с голосом или звуком инструмента вызывает совсем другие чувства. Есть схожие по конструкции инструменты: контрабас, виолончель и скрипка. Взгляните на них — они похожи, но звук различен. Я помещаю один и тот же комплект динамиков в ящики разных размеров — и звук разный! Я помещаю эти ящики в комнаты разных размеров — и звук опять разный! Какой вариант звучит правильно? За пол века столько слов, то только один умница сделал что-то своими руками и справедливо рад этому. Чтобы что-то говорить нужно что-то делать. Одни рассуждения на тему: вот купил одно — не понравилось, купил другое — не понравилось. Ну покупайте далее, чего тормозить то? Для того, чтобы оценить разницу в звучании широкополосной и трехполосной акустики, нужно длительное время использовать и ту и другую. Только спустя годы делаешь правильные выводы. У них разные фазовые искажения. Но что это дает? Как меняется один и тот же музыкальный фрагмент? Все это приходится наблюдать годами и не по книжке или чей то подсказке делать выводы. Если хоть кому-то реально интересны ответы на ваши же вопросы, то отзовитесь. Вы залезаете в дебри со своими конденсаторами, активными фильтрами и т. д. Никакой вид музыки не может служить эталоном.
«Ваш вывод был полностью верен. Если не смогли понять, что инструмент в принципе не настраивается – значит, такой музыкант»
Зачем же так категорично. Обычно пользователь, столкнувшись с чем-то новым, не может понять — почему его девайс работает не так, как надо. Как он должен сам понять, что девайс изначально продаётся негодным к эксплуатации? А поймёт он это только сравнив в другим, более совершенным девайсом или по подсказке более знающего человека. Изначально живя и воспитываясь в подвале, не видя никогда солнечного света, как можно знать, что есть что-то лучше подвала? Покажут — узнаешь.
Вопрос: почему можно выпускать в продажу муз.инструмент или акк.систему изначально не эксплуатируемые, этакий эрзац? Ведь человек оплатив деньги за товар, рассчитывает на нормальную эксплуатацию, но ему говорят — купи новый дороже. Сначала купи говно, потом минимально нормальное, затем всё лучше и дороже. Почему бы сразу не начать с минимально нормального? Тут работают ваши же слова — отказ от ответственности.
У меня друг в молодости тоже не мог понять, почему не может взять, например флажолеты, а чтобы извлечь ноту, нужно чуть ли не драть струны. Ответ прост: гитара — дрова, примочка — с низким усилением.
Аудиоарт — если вы, как я понял, параллельно и музыканты, затроньте в своих будущих статьях тему дров в мире музыкальных инструментов, там тоже немало интересного, как и в ХайФае.
«Обычно пользователь, столкнувшись с чем-то новым, не может понять – почему его девайс работает не так, как надо.»
Так в том-то и дело, что нет понимания — как надо. Мать рожает котят, и те ползут к цели (к матери) на слух и на запах. Даже здесь природа создала все просто и понятно. Но со звуком ничего не склеиваются. Все слышат — как плохо, но — как хорошо, каждый решает сам. Мне сложней, я ни разу не музыкант. И если приходится сталкивать с их техникой, то нужен опытный человек, который бы смог растолковать результат, которого нужно достичь. Большинство из них по прежнему работают на ламповых УНЧ и не заморачиваются. Им коллективные торжества проводить, а не концерты в огромных залах давать.