Звукорежиссеры, — это бывшие музыканты, сменившие профиль деятельность. Без музыкальной теории, и не владея основными базовыми инструментами, записать музыку не получится.
Даже если ты узнаешь в интернете, чем отличатся музыкальный размер 2/4 от 4/4, это ни чего принципиально не поменяет. Требуется системное образование и четкое понимание из чего именно состоит, и как строится музыка. Иначе вы даже не поймете «логику» построения и принципы работы программ в которых создается музыка.
Глава 1. Компрессия.
В среде аудиофилов сложилось представление о звукорежиссерах, как о неких мудаках, неспособных качественно записывать музыку. А порой, даже сознательно занимающимися вредительской деятельностью. Обычно возмущение аудифилов вызывает использование компрессии.
О компрессии, и о том что это очень плохо, они начитались в рекламных аудиомурзилках. Следует понимать, что пишут подобные статьи люди без образования и опыта работы в музыкальной индустрии. И компрессия, самое простое, что доступно их пониманию. Как им кажется.
И в их понимании, фонограмма если ее сильно компрессировать, становится громче. И студийные звукорежиссеры занимаются «войной громкостей». И у кого фонограмма получится громче, тем заметнее эта музыка прозвучит в эфире радиостанции. И все сразу кинутся эту музыку слушать и покупать.
Подобные выводы, авторы статей в аудиомурзилках, делают от непонимания смысла компрессии. Фонограмма не становится громче. Фонограмма становится плотней, а звучание инструментов разборчивей.
Фонограмму можно сделать очень громкой без всякой компрессии.
Для этого музыкантам необходимо одновременно и непрерывно извлекать как можно больше нот. Фонограмма сразу станет очень плотной и громкой. Но никому не нужной. Ни на радио не на ТВ… Вообще ни кому.
Музыка устроена таким образом, что если музыканты будут играть одновременно, одни станут «забивать» друг друга. Что бы этого не происходило партитура инструментов выстраивается таким образом, что бы инструменты были разнесены. Либо по времени либо частотному диапазону. Иначе они будут «налазить» на друг друга создавая «кашу».
Для наглядного понимания, возьмем две композиции популярного ВИА «Dire Straits» с разницей в двадцать лет. И первую и вторую песню записывали одни и те же люди. И их сложно заподозрить во вредительстве или в отсутствии профессионализма.
Так в чем же разница? А разница в том, что в первой композиции инструменты, которых совсем немного, «забивают» и залезают друг на друга. И это при очень низкой плотности самой фонограммы.
А во втором треке, инструментов играющих одновременно стало значительно больше, но они друг другу совершенно не мешают. Каждый инструмент хорошо слышен. А плотность фонограммы при этом значительно выросла. Традиционным компрессором такое сделать нельзя.
При записи первой композиции использовались компрессоры и лимитеры, которые отрабатывали сигнал по простейшему алгоритму.
Черная линия исходный сигнал. Зеленые линии, — компрессия разного уровня. Красная это лимитер, — по сути это жесткий компрессор, который не позволяет выйти сигналу за установленный уровень. По факту алгоритм лимитера просто обрезает динамический диапазон на заданном уровне.
В промежуток времени, между записью этих двух треков, появилось два новых прибора обработки, — полосовые частотные компрессоры и максимайзеры. И именно эти приборы отработки принципиально поменяли ситуацию.
Полосовые частотные компрессоры стали задействовать алгоритмы в которых алгоритмы компрессии (скорости-времени отработки threshold, attack, release) можно было задавать различными на разных частотах.
Это позволило получать более красивое звучание традиционных инструментов. Так например, применяя этот более сложный алгоритм компрессии к ударным, их звучание становится более ярким и с другой динамикой. Сравните ударные инструменты в первом и втором треке, и вы сразу поймете о чем идет речь.
Ударные в первом треке гораздо ближе к оригинальному звучанию. Но применение к ним полосового частотного компрессора позволяет модифицировать их звучание, делая его более колоритным и насыщенным. И подавляющему числу людей это звучание нравится гораздо больше.
Разуметься, звучание барабанов становится уже совсем не тем, каким бы вы его услышали стоя рядом с ударной установкой. Компрессия действительно очень сильно искажает реальность.
И происходит серьезный отход от подлинных истоков настоящего искусства, когда исполнитель бьет в барабан и орет горлом.
То есть, задача компрессии не сделать звучание инструментов громче. Одна из задач компрессии сделать звучание инструментов красивее, ярче, насыщеннее.
И относится это ко всем инструментам, включая вокал. На вокал всегда в обязательном порядке ставят компрессор. Но не для того что было громче, а для того что бы голос стал красивее. А для того чтобы было громче требуется совсем другое, — нужно взять барабан по-больше и бить в него как можно сильней.
Проживающим в 60-70х годах первая версия, которая без компрессии, была вполне годна. Но это только при условии, что вы не знаете, что может быть по другому.
Но когда у людей есть выбор они всегда выбирают компрессированный вариант.
Пример, певица Линда.
Трек 2001 и его редакция 2010 года, выпущенные одними же и теми же людьми.
Трек 2001
редакция 2010 года
А вот их спектрограммы:
Компрессия не обладает свойством снижать или увеличивать качество.
Как температура в 10 градусов не может быть качественней или не качественней температуры в 20 градусов. Единственное свойство которым обладает компрессия, — это компрессия.
А оценивать качество могут только люди. А они, совершенно не желают слушать музыку без компрессии. И не хотят жить в квартирах при 10 градусах, хотя для сохранности продуктов эта температура гораздо лучше.
Дальше еще интереснее.
Появились цифровые технологии, — своеобразные машины времени. В аналоговом тракте прибор обработки не может знать, что будет содержать источник сигнала (инструмент) в будущем.
А цифровые системы изначально знают, как все будет, и чем все закончится. Цифровая обработка заранее знает все пики сигнала по всем инструментам, по всем трекам.
Таким образом компрессия применяется и выставляется не так как это было в 60-80х годах. Звукорежиссер подумал-подумал, выставил фиксированные значения для каждого инструмента, а после этого эти инструменты как-то все сложились, и что то из этого получилось.
И получалось каждый раз все очень и очень по-разному. Если взять общий пласт музыки 60-80х годов, то фонограммы сводились «кто в лес кто по дрова».
Бардак в тембральном балансе был вопиющий.
И не случайно, в обязательном порядке, все аудио системы прошлого века имели в своем составе мощнейшие по уровню темброблоки. Темброблоки со значениями плюс-минус 15Дб были стандартом. В понятных цифрах это подъем-спад ВЧ и НЧ в 5 раз.
Вдумайтесь, возможность в пять раз изменять уровень тонального баланса закладывалась в аудиосистемы как базовая функция!
Для примера сравните тональный баланс и сведение сопоставимых мегахитов. И это не особенность приложенного к видео аудио, — аудио в треках, это мастера фонограмм с которых штамповали миллионы грампластинок:
- Roxette — The Look
- Smokie — I’ll Meet You At Midnight:
Без темброблока в плюс-минус 15Дб здесь действительно никуда.
Но в нашем случае мы обсуждаем не косяки сведения.
Если очень точно работать с компрессией и тональным балансом инструментов, то можно делать музыку, которая может существовать только при использовании очень сильной полосовой компрессии.
Без высокой плотности и насыщенности инструментов эта музыка будет скучна и абсолютно не интересна.
А вот обратный пример. Что происходит, когда музыку заточную на плотность и яркость инструментов, пытаются воссоздать инструментами у которых этих качеств нет. Получается нечто совсем непотребное.
Modern Talking — — SYMPHONY ORCHESTRA :
Можно компрессию — максимизацию применить и к академической музыке.
Результат получается забавным. А. Вивальди. «Времена года» — «Гроза» с максимайзером:
Кроме всего вышеперечисленного, компрессия критически необходима поп-группам гастролирующим по городам, странам и континентам. А это как известно основная статья заработка музыкантов.
И действительно им компрессия нужна, именно для того, что бы фонограмма на концерте звучала громко. Но механизм создании этой громкости совершенно иной нежели предполагают аудиофилы.
Если вы возьмете любой современный сборник поп-музыки, и специально обратите внимание, то заметите насколько тонко, ровно и сбалансировано у всех фонограмм будет отстроен басовый регистр.
Вызвано это тем, что (особенно в условиях сборных концертов) звукорежиссер за пультом на площадке не будет балансировать фонограмму по тембрам. И общая громкость звучания будет определяться уровнем НЧ. И если в фонограмме задраны низкие частоты, для примера, всего на 6 Дб, что есть в два раза. То ровно в два раза понизится общая громкость песни звучащей через концертные порталы. Звукорежиссер не будет разбираться, — он прижмет общую громкость до допустимого уровня НЧ.
Пролететь по уровню на НЧ это самое страшное чего боятся все студийные звукорежиссеры. Сами исполнители поющие под «минус» не особо стараются въезжать в особенности звукозаписи. Но они отчетливо понимаю, что у тех исполнителей которые пели до них и после них, все звучало громче и круче. И больше к этому звукорежиссеру не пойдут.
Существует музыка для специальных случаев. Например слушатель находишься в 5 километрах от источника и при этом сильно обдолбан. Но должен все слышать и активно вовлекаться в процесс.
Трек, который привожу, я смотрел в аудио редакторе.
Уровень его компрессии и максимизации таков, что больше уже сделать ничего нельзя. Все ручки стоят на максимуме и прибавлять уже некуда. Компрессорам и максимайзерам здесь делать уже нечего. Это абсолютный рекорд компрессии, который я слышал в своей жизни.
Даже на очень низкой громкости слышно все. Уровень громкости сразу встает на 100.000 % и падает на ноль, когда фонограмма заканчивается.
Вовлечение действительно происходит. Известен случай, когда всем скомандовали — побежали. И очевидец рассказывает, — я то же побежала.. «бегу и думаю… куда я бегу, у меня же борщ на костре варится».
Очень интересно сравнить глобал версию кино trailers с российской ее адаптацией.
Лично не знаком, но огромный респект, тем кто делал русскую версию. Очень здорово сделано.
Люди, которые записывают коммерческую музыку, обладают таким уровнем профессионализма, что фонограмму уровня «Скорпионс» — «Still loving you» они клонируют за 2-4 часа.
Со всеми сбойками, сбивками и артефактами. И применяют компрессию они осознано. И именно в том количестве, в котором она востребована слушателями.
Для тех кому интересны тонкие нюансы сведения.
Два трекам Zivert. Один год, один исполнитель. Первый это стилизация сведения 80-х. Это не ошибка звукорежиссера. Именно так в 80-х сводили диско. (бардак бас-ритма, отсутствие стерео особенно в PADах и т.д)
Второй трек, — филигранное сведение танцевалки 20-х. Стерефоничность размером со вселенную. Это вам на Модерн Токинг или группа Тату.
Общий вывод относительно компрессии применяемой в звукозаписи таков.
Без компрессии не существовало бы востребованной слушателями музыки. На февраль 2020 г. топ скачиваемой музыки по всем разделам и рубрикам выглядит так:
Продолжение: Живая и мертвая музыка. Как записывают инструменты и какие они бывают.
Здравая логика, как глоток свежего воздуха! Жду продолжения статьи! От себя добавлю, в глубинке доморощеные «звукари» лет так 10 — 15 назад мнили себя гениями звукорежиссуры научившись хоть как-то выводить звук из аналоговой консоли непонятного производства и овладев тонкостями настройки трёх-полосного эквалайзера настойчиво доказывали новичкам (в числе коих я на тот момент был) что теория это только теория а практика совершенно иное и никакая теория кроме опыта ничему не научит! С такими учителями было крайне сложно осваивать тонкости звукорежиссуры по тому как эти «звукари» сгорали от зависти от того что новички по факту знают больше чем они со своим многолетним опытом алкогольного угара! Всячески пытались выставить тебя дураком и лишний раз на орать за попытку какого либо эксперемента. Долго работать в такой атмосфере было не возможно по этому всё бросил, и какое то время работал в разных городах с очень разными музыкантами и звуковиками, набрался опыта так сказать. Но так сложилось что этой зимой вновь представилось пообщаться с первыми учителями. Оказалось что старички не сидят на месте а идут в ногу со временем, каялись что раньше неправильно сводили звук на сцене а теперь всё иначе, аппаратуры современной накупили видимо не видимо, новый подход и возможности — новый звук! Когда показали примеры записей я впал в ступор! А мне объяснили — что звук должен быть живым ничем не окрашенным, зачем мол портить исходник, никаких компрессоров, только на сцене и то не всегда! В общем спецы накупили техники только вот зачем не понятно в головах у них концепция аудиофилии о качественном звуке. Так прямо и говорят — современная музыка почти вся звучит отвратительно)))) Голоса мол искажают обработкой очень сильно!))) Из представленных работ мне продемонстрировали записи народных ансамблей и ВИА писали на несколько микрофонов в зале которые снимали всё сразу и вокал и инструменты вся пост обработка заключалась в разведении треков по панораме и то немного, звучит это примерно также как и абонентский громкоговоритель с маленьким широкополосным динамиком. И эти люди говорят что звук натуральный и естественный! Добило меня в конец то что используемый аудио редактор от Адоб последней версии который они используют оказывается самая лучшая программа для звукозаписи. вернее было бы сказать что они на полном серьезе считают софт в самом деле важен так как он сам магическим образом обрабатывает звук для наилучшего качества что в нем практически ничего не нужно обрабатывать))) И таких горе-спецов я немало повидал, доказывать им что-то нет никакого смысла только вот из за них вокруг полно неразберихи!
«Звукорежиссеры, – это бывшие музыканты, сменившие профиль деятельность.»
Профиль-то они может и сменили, а вот состояние — похоже нет.
Понимаете, ув. Ювелир, я, как технарь заметил такую особенность, что фантазии режиссуры нужно сопоставлять с возможностями носителя. Когда я слышу результаты «шаманов» звука, то создается впечатление, что алкоголь был не единственным возбуждающим веществом. Нужно не только слышать находящихся перед тобой исполнителей, но и понять, как все это должно звучать в качестве фонограммы.
Цифровой компрессии выше 0 дБ без добавления нелинейных искажений не бывает, автор лжёт! Меандр это компрессированный синус с 46% нелинейных искажений и всего на 3 дБ громче.
Сравните прозрачность виниловых (DR>11) и «mastering for itunes» (DR4-6) версий одного трека например у Adele в альбоме «25».
Опечатки замеченные:
«Разуметься»
«музыку заточную»
Афтырь уже контужен дельтасигмой?
Мастеринг-инженер Андрей Субботин рановато умер от громких «певцов ртом», попса убивает!