Живая и мертвая музыка. Как записывают инструменты и какие они бывают.

Распространено мнение, что инструменты бывают «живыми» и «неживыми».

Но сложно произвести между ними точную грань. Вроде бы должно быть все просто, — натянул струны и получил «живой» звук. А если ты звучание эмулируешь электронными средствами то это звук «мертвый».

В случаи с «живой» водой все понятно. Мертвый негр встает и идет играть в баскетбол.

С инструментами все сложнее. Так, к примеру, звучание роялей обычно не синтезируют. Незачем.

Гораздо результативнее прописать звучание каждой клавиши рояля при разной амплитуде и атаке. Набор звуковых файлов получится не такой уж и большой.

При современных скорости процессоров и емкости накопителей, задача воспроизведения нужных нот, получается очень простая. Не сложнее чем ролики с Ютуба показывать.

Технология называется семплирование. Она активно стала применяться еще в прошлом веке. Можно держать у себя дома записанное звучание хоть 100 различных роялей. И тысячи других инструментов. Существуют бескрайние библиотеки различных «живых» инструментов.

С фактической точки зрения семплирование это именно запись натуральных инструментов. Но с некоторой потерей артефактов и ошибок, которые всегда присутствуют у инструментов в огромном количестве.

Многих возможно удивит, но натуральные (физически существующие) инструменты не настраивают точно в ноты. Называется это темпера́ция, — небольшое изменение интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов.

Для примера, возьмем гитару. Даже теоретически строй гитары не может быть настроен точно в ноты. Абсолютно все гитары, всегда расстроены. Бывает настроены чуть лучше, чуть хуже. Но по всем ладам не строит ни одна гитара.

Кроме разве гитары с ладами True Temperament.

Лады True Temperament

Желающие могут посмотреть видео звучания гитар с устранением множества «недостатков».

Подобные системы выравнивания нотного строя это экзотическая экзотика, и почти не встречается в среде музыкантов. По тому, что более точный нотный строй не значит лучше.

Обычно обходятся лишь общим усреднением одной струны.

Мензура (длина рабочей, звучащей части струны) каждой отдельной струны незначительно отличается друг от друга.

Так же, при разной силе удара по струне значительно меняется частота звучания ноты.

Есть еще такой эффект, — струны ближе к центру, от натяжения становятся тоньше. Что тоже заметно меняет строй. И тд.

То есть, любой музыкальный инструмент сам по себе несет множество артефактов и ошибок. И это мы еще не дошли до того струны можно дергать в очень разных местах, и очень по разному.

Для того что бы не погружаться в пучину теории, предлагаю сразу переходить к выводам.

Разница между «живыми» и «неживыми» инструментами всего в одном параметре, — уровне энтропии.

Для тех кто незнаком с термином энтропия, рекомендуем почитать статью — В акустике не работает “принцип ксерокса”. Энтропия.

При этом не стоить думать, что чем больше артефактов будет в фонограмме, тем больше эта музыка будет востребована слушателями.

Искусство как раз и заключается в том, что бы находить интересные людям сочетания. Не только нот и их звучания. Но и слов, красок, смыслов, рифм и форм.

Для примера, группа Rammstein совершила очень интересный в плане звучания ход. В качестве основных инструментов они выбрали гитары из которых нарочито вычистили все ошибки звукоизвлечения.

На заре появления Rammstein в среде гитаристов велись активные дискуссии, как именно они это делают. Это «синтетическая» гитара или звук реальной физической гитары подвергается такой сильной компьютерной чистке. До уровня, когда возникает ощущение, что сыграть с такой точностью руками вряд ли возможно.

В последствии идея Rammstein о том, что «синтетические» высокоточные гитары очень неплохо звучат в «металле» стала активно  продвигаться в массы.

До этого в истории были совершенно обратные примеры.

Классический стиль Disco 80-х полностью делался на синтезированном звучании. Причем нарочито синтетическом. Зачастую всего на одном синтезаторе типа культового DX7.

Yamaha DX7

Но на заднем плане Диско песен очень распространено было ставить «живой» гитарные рифы. Очень, тонко. Почти незаметно. Делалось это как раз для «оживления» треков:

Причем, запихать гитарный риф в «синтетеку» не просто сложная, а архисложная задача. Это не Блюз или Рок, в который эти гитары можно валить вагонами. И чем их больше, тем трек обычно лучше звучит.

Так в базовом рок-формате одну гитару пишут в левый канал, и почти туже самую партию в правый канал. В роке гитары можно наваливать как скрипки в оркестр. Так как инструменты весьма близки по своему звучанию, и большее их количество увеличивает общую плотность звучания.

«Модерн Токинг» заморачивался записью гитары (которую не всякий то и услышит), именно так:

Гитару воспроизводили на комбоусилителе. И записанный с него микрофоном звук уже использовался в фонограмме. Это традиционная технология записи гитар. Таким образом в звучание гитар вносят большое количество артефактов, насыщая ее звук спецификой искажений связки усилитель-микрофон-комната.

Все настоящие (физические) инструменты имеют ограничения связанные с законами физики. И малым набором тембров. Так как почти все инструменты однотипны:

  • Cтруны. Их дергают или стучат по ним, как например в роялях.
  • Cтучат руками или палками по разным предметам.
  • Сильно дуют. Так как процесс сильно утомляет, — используют разные приспособления типа мехов.

Для разнообразия звучания можно еще сами инструменты делать большего или меньшего размера. Или толпы народа нагонять.

Но как не изощряйся, все это технологии в лучшем случаи 17 века.

И от инструмента названого от слова скрипеть, не стоит изначально ждать богатства тембров. Даже если 1000 этих скрипачей вместе собрать, — рейвфестваль провести не получится.

При использовании электричества тембральные возможности даже простых инструментов резко возрастают.

Окружающая нас природа достаточно уныла. Особенно это касается России, где по статистике всего 3 солнечных дня в году (когда на небе полностью отсутствуют облака).

Красивой и насыщено красками природа иногда бывает. Но редко. В основном все «красивости» природы реализуются средствами художественной фотографии.

Когда фотограф случайно оказался в нужный момент времени. К примеру, на закате дня. Хорошо когда осенью… Трава и листья налились краской и т.д. После чего фотография высокохудожественно обрабатывается на компьютере.

Сто лет назад было можно развлекать публику игрой на скрипке или балалайке. Так как из эмоциональных зрелищ был доступен, в основном, только закат солнца. Но и то, если в этот день облаков не было.

В те времена не было не только интернета. Ничего не было… У 99% людей электричество отсутствовало. А порядка 90% населения жило в деревнях.

Зимой в три часа дня становилось абсолютно темно. И сидели они в полной темноте.

Тут и балалайке и скрипке будешь рад. И сам под баян романсы петь начнешь. Песни из серии «В горнице моей светло. Это от ночной звезды…»

С появлением в жизни людей электричества, количество желающих слушать скрипку и балалайку резко поубавилось.

Как отмечал еще В. И. Ленин, важнейшими из искусств являются цирк, дискотека и рок-концерт. И эти жанры требует наличие 220В и электрификации всех музыкальных инструментов.

Когда стали подключать различные инструменты к электричеству выяснялось, — то, что несколько столетий у них считалось замечательным, оказалось не особо нужным. И даже вредным.

Возьмем в качестве примера, — гитару. У других инструментов по смыслу все то же самое.

Для музыкальных инструментов важнейшим из их свойств всегда было наличие большого количества гармонических резонансов. И насыщенность красивыми артефактами.

За несколько столетий селекции корпуса, которые и создают резонансы, инструментов пришли к привычным нам размерам. Рояль вообще очень большим получился, — его даже в квартиру не занесешь.

На инструменты устанавливались датчики. И почти единственное, что в результате происходило, — инструменты усиливались по громкости, что позволяло играть на значительно более больших площадках.

Но наличие у инструментов большого количество резонансов создавало проблему. Они все были созданы для музицирования в том виде в котором они существовали. И обработка инструментов простейшими эффектами типа реверберации, фланжеров, приводило фонограмму в кашеобразное состояние.

В небольшом объеме обработка производилась. Но в очень небольшом. И жанрово, дальше джаза, свинга, соула двинуться было нельзя.

Время же требовало новых ярких тембров и красок. И для того что бы применять к инструментам больше обработки требовало уменьшать количество резонансов у этих инструментов.

Год от года габариты корпусов становились все меньше и меньше.

Ле́о Фе́ндер (Leo Fender) довел эпопею по уменьшению резонансов до своеобразного «черного квадрата». Не нужны нам вообще корпуса с резонаторами. Будем играть на цельной доске:

И на настоящий момент «доска» является основным форматом электрогитар. Резонансы «доскам» разумеется требуются. Но в очень небольшом количестве, в сравнении с их акустическими собратьями.

Принцип достаточно прост. Играешь на гитаре с резонатором, — плотности и яркости больше чем в рокаби́лли будет сложно.

А у «доски» этих ограничений практически нет.

Это же касается и других инструментов, — хочешь яркости, уменьшай резонансы у инструментов в 10-100 раз и выкручивай ручки обработки на полную:

При сложении множества инструментов в итоговой фонограмме, какие либо алгоритмы и логика перестают работать.

Доподлинно известно только, что сложение инструментов с одинаковой по уровню энтропией редко приводит к тому, что у коллектива или исполнителя появляется  «собственное звучание». Должно быть что то, не как у всех. Но при этом быть интересным, если не всем, то многим.

К примеру, у группы «Кино» почти на всех их треках в качестве ударных стоит нарочито примитивная синтетическая драм-машина. Это точно не случайно так получалось.

Маловероятно, что Цой сидел и логически размышлял… Вот у меня  в треке параллельно и непрерывно, идут сразу несколько насыщенных гитарных партий. И если я поставлю драм-машину вместо «живых» ударных я разделю ударные с другими инструментами уровнем энтропии. А поскольку в ударных информации почти нет, — все внимание слушателей будет перемещено в сторону гитар и вокала.

И пока все рокеры с упоением стучали в «живые» барабаны Цой создал свое, всеми узнаваемое звучание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 28 оценок, среднее 4.86 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 1
  1. Виталий

    Не думаю, что звук рамштайн — компьютерная чистка. Цепляет там не чистота как таковое. Круспе умеет извлекать звук, чтоб он был мощным. Я присутствовал на многих концертах, но так, как звучит рамштайн мало кто звучит. Электрогитара сравнительно новый инструмент и мы многих вещей не знаем. Звук эволюционирует

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу