Ламповые усилители

Их еще покупают?

Словосочетание «теплый ламповый  звук» стало мемом.

Множество людей воспринимает набор слов «теплый ламповый звук» в саркастическом значении.

А часть с восхищением, доходящим порой до религиозности. До аргумента, — «у транзисторных усилителей нет души». Возразить на это нечем, — транзисторы и впрямь неодушевлённые.

История вопроса.

Народ нуждался в большей громкости звучания. С целью проведения дискотек, рок-концертов, джаз-сейшенов и рейв-пати.

Электроника того времени была не особо совершенной. Все слушали «теплый ламповый звук», так как другого не было.

Первый триод появился в 1906 г. и он мог уже работать в качестве усилителя.

Форест продал патент на триод AT&T в 1913 г. за $50К.

С появлением транзисторов, они очень быстро заняли тоталитарно-доминирующее положение.

Для избавления личных стереотипов…  посмотрите оценку качества ламповых усилителей в опросе наших читателей. Так сказать, — «выслушаем мнение зала» (статистическая погрешность на такой большой выборке меньше 2%).

Можно проголосовать и посмотреть результаты.

Какие усилители вы считаете качественными?

Можно давать несколько ответов


Важнейшим качеством ламповых усилителей является их эстетика. Они красивые, блестящие и в темноте светятся. Вопрос о красоте ламп весьма спорный, но в темноте они светятся однозначно.

Массово продают даже  теплые ламповые часы. Явно не для того, что бы они точнее показывали время.

Ссылка

Ламповая техника не особо дорого стоит, как некоторые думают. Уже 100 лет назад она была доступна жителям даже не очень богатых стран.

Аудіофилы слушаютъ ламповый звукъ. Лѣто 1924.

Последствия первой мировой войны, разгул демократии, бедность населения, способствовали изобретению в странах Европы прогрессивного налога на число радиоламп.

И ламповая индустрия немного сбилась с пути. Для ухода от налогов и уменьшения розничной цены были придуманы интегральные радиолампы, — в одну колбу впихивали множество ламп и пассивных элементов.

Вот такой парадокс чиновничьей глупости, — для удешевления потребовалось нелепое усложнение и удорожание.

Формально, по квитанции лампа была одна. Стало быть и налог платился за ее одну, чтоб не нарушать отчетности.

В конце 20-х и начале 30-х годов в Германии прогресс в деле построения гибридных вакуумных микросхем шёл семимильными шагами. Народ стремясь к теплому ламповому звуку пытался заполучить его как можно дешевле.

Потом пришел Гитлер и эти извращения отменил. И теплая ламповая индустрия стала развиваться нормальным образом.

Ламповой звук был даже у лесорубов в тайге:

«Девчата», «Мосфильм» 1961г.
Морфеус демонстрирует ламповую технику. Что есть Hi-Fi? Это набор ощущений, сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом.

Финансовых ограничений для того, что бы сегодня покупать ламповые усилители точно нет.

Возможно и вам пора приобщится к чудесному миру лампового звука?

Вслед за Аудіофиламі, Морфеусом и лесорубами.

Ригонда 102, теплая и ламповая.

Ригонда 102, вид внутри.

Сравнивать транзисторные и ламповые усилители между собой, не совсем корректно.

Это различные устройства. Как нельзя определить и постановить, что лучше, бас-гитара или контрабас.

У ламповых усилителей  всегда на выходе стоит трансформатор, что дает два результата. Трансформатор является фильтром, отрезающим все ВЧ шлейфы выше слышимого человеком диапазона. Отчасти подрезая и то, что человек может слышать. Но фильтр высоких частот стоит и в цифровых усилителях класса D.

Трансформатор от лампового усилителя можно поставить и в транзисторный… что многократно пробовали делать. Но трансформатор только вносит в сигнал специфические искажения, слушать которые нет желающих.

Более важно, —  трансформатор задает выходное сопротивление лампового усилителя около 2 Ом.

В транзисторных же усилителях выходной сопротивление почти нулевое. Некоторые производители даже гордятся минимальным нулевым сопротивлением своих усилителей. Чем оно меньше, тем по их мнению лучше (коэффициент демпфирования — отношение сопротивления АС к выходному сопротивлению усилителя).

Казалось бы, какая разница, какое у усилителя выходное сопротивление. А вот нет. Любой желающий может самостоятельно проделать эксперимент, подключив последовательно к проводам своих АС резисторы 2 Ом.

Для наглядности результата слушать желательно в стерео. Если нет именно 2 ома, можно использовать кратно большие резисторы, 10-50 Ом, эффект будет выражен сильнее .

Осторожно, при больших мощностях резисторы будут нагреваться!!! Громкость звука с резисторами разумеется будет меньшей.

Разницу в характере звучания услышат многие инвалиды по слуху. Усилитель частично перейдет в режим ИТУН (источника тока, управляемый напряжением). Об ИТУНе написано громадное количество статей, существуют множество тем на форумах с дискуссиями в сотни страниц.

Звучание ИТУН усилителей, при первом знакомстве, вызывает у слушателей массу эмоций.

Совсем кратко. Режим ИТУН (большое или бесконечное выходное сопротивление усилителя) имеет множество нерешаемых технических проблем, не позволяющих производить и продавать ИТУН  усилители, как универсальный товар для потребителей.

При этом, в узком диапазоне задач и жанров, ИТУН усилители позволяют получать невероятные качественные результаты. Искажения звучания динамиков в ИТУНе реально снижаются на порядки. И это именно то, что все отчетливо слышат, и чему поражаются.

Повторюсь, ИТУН создает массу нерешаемых инженерных проблем. Но можно использовать ИТУН в очень ограниченных количествах, что и делают все повсеместно. Но не в усилительном тракте, а посредством добавления последовательных сопротивлений к динамикам в самих АС.

Схема типичной трехполосной АС

Резисторы помеченные красным формально предназначены для согласования динамиков по громкости. Громкость действительно эти резисторы снижают. Но зачем снижать громкость сразу ВСЕХ динамиков?

Возможно кто-то из разработчиков знает… а кто то ставит эти резисторы нативно (так деды делали)…..  Это перевод динамиков в частичный ИТУН. Характер звучания динамиков от этого существенно меняется.

Ламповые усилители по умолчанию работают в частичном ИТУНе.

Как следствие, совсем немного сдвигаются настройки фильтров и динамиков АС. Не критично. В большей степени влияние выражается в жанровой ограниченности.

Слушать желательно, что то типа струнных и вокализмов. Искусственно изобретенных жанров типа аудиофильского джаза. Разного звяканья-бульканья и перкуссионного постукивания, так популярных в среде истинных аудиофилов.

Насыщенная инструментами, особенно электронными, плотная, динамичная, современная музыка для ламповых усилителей обычно является проблемой. В самом лучшем случаи такая музыка не сильная сторона ламповых усилителей. Это и есть основная причина по которой ламповые усилители год от года сдавали свою долю.

Для ламповых усилителей лучше использовать динамики с очень высокой чувствительностью. Желательно если АС будет широкополосной. Или многополосной, но полосы, которой выделяются не жестко, а совсем немного.

Очень распространено, когда к широкополосному не фильтрованному динамику через один конденсатор добавляют твитер. Подробнее о типах сведения можно почитать здесь.

Ламповые усилители насыщают музыкальный сигнал четными гармониками и дают легкую компрессию.

Четные гармоники звучат в унисон, тем самым добавляя в некоторую музыку «красивость».

Гармоники усилителей. Слева лампа, справа транзисторный усилитель.

Внимание! При сравнении графиков учитывайте масштаб. У ламповых усилителей гармоники имеют значение единиц процентов. У транзисторных 0.00…%.

Насыщение четными гармониками, — одна из основных причин по которой вокал и гитару записывают при помощи ламповых усилителей. Это делается не для повышения качества записи, а для внесения дополнительной обработки (как записывают музыку. Ликбез для аудиофилов).

Для обработки, в студиях так же переменяют процессор без ламп, но на основе их принципа модуляции гармоник.  Эксайтер (exciter — возбудитель). В эксайтере используется составляющая входного сигнала для генерации управляемых искажений, что приводит к созданию новых гармоник. Если эти гармоники в небольшом количестве подмешать к необработанному сигналу, это делает звук более ярким.

В студиях эффекты применяют к единичным инструментам, по отдельности, в выверенной для них дозировке. Ламповый усилитель «кладет» эффект сразу на всю фонограмму без разбору. И регуляторов «теплоты» и «ламповости» у них нет.

Многим жанрам и инструментам такая обработка категорически не нужна. Так ударной установке (барабаны не играют по нотам), унисонные гармоники создают только шлейфы мусора.

А синтезаторным звукам, на которых и делается весь основной поток современной музыки, унисонные гармоники в лучшем случаи не нужны. Синтезаторные партии и сами по себе запредельно насыщены всеми видами «красивостей».

Ламповые усилители добавляют «красивости» в ряд жанровых фонограмм, особенно в струнные и вокал.

Дают небольшую компрессию, что для ретро музыки из прошлого века очень хорошо. Эти фонограммы и писались с учетом, что их будет слушать в тракте с компрессией (на ламповых усилителях) и на динамиках с высокой чувствительностью.

Насыщение четными гармониками характерно только однотактным усилителям. И если вам требуется добавление четных гармоник, — двухтактные усилители вам не подходят.

Адепты лампового звука не любят ламповые усилители с минимальными искажения, они, по их мнению, звучат «холодно», «жёстко». Что позволяет делать вывод, что специфическое окрашивание звука создаваемое ламповыми усилителями и является для них основной ценностью.

Если описанное выше вас не пугает, рассмотрим, какие сейчас существуют варианты покупки ламповых усилителей.

Ламповые усилители в РФ

В российской рознице ламповые усилители начинаются приблизительно от 50000 руб. Более дешевые позиции продавцы не возят. Они работают только с большой наценкой. Обычно вся аудиотехника продается по специальным для России ценам.

Этот же усилитель в Китае

Ссылка

Он же в Китае

Ссылка

Если вам кажется, что наценка +44 000 руб. это много, то вам это только кажется. Дороже всего на 50%. Бывает сильно хуже. Например, цена на Амазоне и в российской рознице:

Продавцы сговариваются об единой цене, и продают в два раза дороже.

Если вас устраивают специальные для РФ цены, то проблем с покупкой у вас не будет.

За исключением того, что ассортимент усилителей в российской рознице будет приблизительно в 30 раз меньший.

Ламповые усилители вне РФ.

На Амазоне, Ебаи и тп. площадках вы ничего сейчас не купите. А если будет совершать покупки «хитрыми» методиками, то существует большой риск, что деньги вы потратите, а к вам ничего не приедет.

Разумнее всего обращаться непосредственно к производителю, а именно в Китай. Их торговые площадки работают огромными объемами. Так в пике, Алиэкспресс отправляет 1млн заказов в день.  Зарабатывают они на объеме, а не огромной наценке.

Условно все усилители можно поделить на три группы.

Псевдо ламповые усилители.

Бывает и часто, что лампы вставляют в усилители исключительно для внешнего вида. Лампа может светиться и излучать тепло, но в звуковой тракт она может даже не включатся.

Бывает, что лампа стоит в начале тракта усилителя. То есть, сигнал через нее проходит и очень небольшой специфический набор ламповых эффектов она дает.

В практическом плане, это полностью бестолковое устройство, в плане звука. Характерным ламповым звучанием они не обладают.  Хотя если вам нужен именно дизайн, покупать такое можно. И стоят такие изделия удивительно дешево.

 «Ламповый» цифровой усилитель (на входе стоит ламповый каскад).

На выходе класс D:

Подобных девайсов, разного вида, очень и очень много.

Ссылка

Определяются подобные усилители очень просто. Если отсутствие фото аппарата внутри, это почти гарантированно говорит, что это эрзац. При любых обстоятельствах ламповый усилитель не может стоить меньше 10000 руб.

Смотрите на несоответствие мощности. Так у аппарата на картинке ниже, указывается мощность 200Вт на канал, что является абсурдом.

Даже у тяжелых-больших ламповых усилителей мощность в 40 ватт это очень и очень много.

Дешевые, но полноценные ламповые усилители.

Небольшая цена ограничивает качество отделки. Усилители не выглядят как высокий люкс, хотя сделаны они добротно, и корпуса обычно из алюминия.

Ограничен набор самих ламп, — их меньше и они меньшей мощности. Но сами усилители именно ламповые и «звучат» по «ламповому».

Ссылка в Китай

 

Пакуют Китайцы подобные девайсы очень прилично. Так как продавец получает деньги только если усилитель приедет к вам целым.

Высокая мощность не сильная сторона ламповых усилителей. Даже незначительное ее увеличение, в отличии от транзисторных усилителей, вызывает резкий рост цены. За каждый дополнительный ватт вам придется выкладывать значительные деньги.

Быстро приходит понимание, — высокочувствительные динамики это не роскошь, а средство услышать музыку.  Акустика, у которой на 6 Дб выше чуствительность, звучит в два раза громче.

Ссылка в Китай

Если денег всего 20 тыс. руб,  но очень хочется слушать ламповый звук, то покупка подобных усилителей имеет смысл. Они хорошо ликвидны на вторичном рынке, так как стоят недорого. И можно их даже не в Китае брать, а посмотреть предложения на Авито.

Хорошие ламповые усилители.

Если вы точно знаете, что вам нужен именно ламповый усилитель, то с позиции разумности лучше брать полноценный аппарат. В котором есть дизайн, качественная отделка и адекватная мощность.

Промежуточный по цене аппарат рассмаривать не рекомендуем…  и будут сложности с его продажей на вторичном рынке.

Цена таких усилителей будет порядка $1000.  Что если вдуматься нормально. Так как приличная по качеству напольная акустика стоит дороже. Не питайте иллюзий. За $500 вы не при каких обстоятельствах не купите компонентов на качественную аудиосистему. Вот никак.

Ссылка на Китай

Уже визуально видно другой уровень качества. Да и параметры другие:

Выходная мощность динамиков: 25 Вт + 25 Вт (режим триода RMS)
45 Вт + 45 Вт (RMS ультра-Линейный режим)

Выходная мощность наушников: 300ohm с 900 мВт, используйте 270 как основной делятся на рассчитать выходная мощность, например, 270 / 300ohm = 0,9 w для 300ohm наушников, 270 / 32 Ом = 8,5 Вт для наушников 32 Ом

Для акустики: 4Ω — 8Ω, SNR: 92 дБ, Входная чувствительность: 280мв; 520мв (предварительный вход)

Гармонические искажения: 1% (1 кГц), Частотный спад: 15 Гц ~ 30 кГц (-1,5 дБ)

Анодное напряжение: Около 420 в

Вес нетто: 22,5 кг  Посылка, вес: 25 кг

Ссылка

 

На лампах KT88, ссылка
YaQin MC-100B KT88, ссылка
LaoChen 845, 300B, ссылка

 

Выводы:

Ламповые усилители имеют право быть. Особенно в плане этики и эстетики.

Хорошо слушается струнные, вокал, почти весь пласт академической музыки, джазовая тематика, содержательная музыка типа условного Dead Can Dance.

Лучше если АС будет широкополосной. Или многополосной, но полосы, которой выделяются совсем немного.

Миф о волшебном качестве ламповых усилителей сильно преувеличен. Родился он еще во времена, когда старая технология была на пике своего развития, а новая лишь делала свои робкие первые шаги.

Транзисторные технологии с той поры шагнули вперед на тысячи порядков. А ламповые технологии в самом лучшем случае не шагнули никуда.

Высокие ламповые технологии

Мы спросили у искусственного интеллекта YaGPT2, —  Ламповые усилители, их еще покупают?

За 3 секунды интеллект YaGPT2 выдал ответ. Очень похоже это компиляция всех существующих в сети текстов о ламповых усилителях. Дословно его приводим:

Да, ламповые усилители до сих пор пользуются спросом среди аудиофилов — любителей качественного звука. Они ценят ламповые усилители за «теплый», «мягкий» и «живой» звук, который отличается от звука транзисторных усилителей.

Ламповые усилители имеют ряд преимуществ перед транзисторными:

1. Они обладают более высоким качеством звука благодаря своей аналоговой природе и способности усиливать слабые сигналы без добавления искажений.
2. Ламповые усилители придают звуку «теплоту» и «атмосферность», что делает их популярными среди музыкантов и аудиофилов.
3. Некоторые люди считают, что ламповые усилители придают музыке больше «души» или «очарования», чем транзисторные.
4. Также ламповые усилители могут выглядеть более стильно и эстетично, что может быть важным для некоторых покупателей.
5. Несмотря на свою высокую стоимость, ламповые усилители продолжают пользоваться спросом среди тех, кто ценит качество звука и готов заплатить за это.

Однако стоит отметить, что ламповые усилители также имеют свои недостатки, такие как более высокое энергопотребление, хрупкость ламп и необходимость регулярной замены ламп.

Теплые сферические радости.

Дополнительно по теме:
Китайские усилители. Обзор класса AB.
Бюджетные усилители. От класса D .. до класса А.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 27 оценок, среднее 4.81 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 2
  1. Гость

    Отличная статья, прочёл с удовольствием!

    Теперь, несколько комментариев по «тёплому ламповому звуку».

    1. Трансформатор можно сделать с полосой пропускания 35кГц по уровню -3дБ. У меня самодельный ламповый усилитель, слушать можно не только классику но и современную электронщину.

    2. Повышенное выходное сопротивление лампового усилителя даёт подъём басового и околобасового диапазона, где у динамика сохраняется поршневой режим. Транзисторный усилитель после лампового звучит, будто диффузор динамика зажат пальцами. Это как раз эффект демпфирования из-за которого от 100Вт усилителя динамики отбирают 20-25Вт максимум — сказывается влияние противоЭДС динамика.

    3. Хороший ИТУН вполне технологичен. 0,06% на 100кГц при 1Вт выходной мощности эквивалентно 5Вт обычного транзисторного усилителя. ИТУН нечувствителен к противоэдс самого динамика. Но жрёт в тепло все 10Вт. КПД что ни на есть, ламповый. Тем не менее, для четырёхканального домашнего кинотеатра это вполне достаточно. Но есть ограничение — без ухищрений нормально работать ИТУН может только с широкополосниками.

    В заключение. Я автор образца того самого ИТУН с 1Вт и 0,06% КНИ. 2-5 гармоники, нечётные на 6дБ выше чётных. 6-7 на уровне шумов усилителя -95дБ. Но это реально «тот самый звук», который ищут аудиофилы. Удар палочкой по тарелке (320кбит/с mp3) звучит как звон стальной фольги, а не пересыпание песка из жестянки в жестянку. До такого транзисторного ИТУН ламповому усилителю далеко.

    1. AudioArt.ru

      По ИТУН, Прелестно на широкопосниках… но проблем именно с унификацией и универсальностью. Разъезжаются все, что есть, включая добротности динамиков… Только если делать единые комплекты все в одном: усилитель+АС.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу