Аудиотехника & МузыкаAudioArt.ru     

6АС-2 Радиотехника

 

Акустическая система 6АС-2 Радиотехника производилась Рижским радиозаводом имени А.С.Попова с 1973г.

Входила в комплект транзисторных радиол Мелодия-101-С (выпуск с 1973 года), Мелодия-104-С (выпуск с 1978 года) и Мелодия-105-С ( выпуск с 1980 года) и Электрофона “Мелодия-103-стерео” (выпуск с 1975 года) производства Рижского радиозавода имени А.С.Попова.

Технические характеристики:

Номинальное электрическое сопротивление – 4 Ома
Диапазон воспроизводимых частот – 63…18000 Гц
Номинальная выходная мощность – 6 Вт
Максимальная выходная мощность – 10 Вт
Чувствительность – 84 дБ
Габариты 157х157х300 мм
Масса – 3,5кг

В колонках использован низкочастотный динамик 10ГД-34 (10ГДН-1) (в ранних моделях использовался аналогичный динамик 6ГД-6) и твитер 3ГД-2 (6ГДВ-1). Фильтр состоит из одного конденсатора емкостью 1 мкФ.
Акустическое оформление – закрытое.

Сигнал на высокочастотную головку В2 подается через разделительный конденсатор С (типа МБГП-2), который определяет частоту разделения полос воспроизводимого акустической системой диапазона частот – 5000 Гц.

Для обеспечения синфазности работы головки громкоговорителя в акустической системе 6АС-2 включены с учетом полярности их звуковых катушек.

Ящик акустической системы 6АС-2 изготовлен из клеевой фанеры толщиной 10 мм. Все просветы в стыках стенок ящика тщательно зашпаклеваны. Головки громкоговорителя установлены в ящике коаксиалыю относительно друг друга на пластмассовом основании (без передней отражательной доски). Для создания демпфирования подвижной системы основной головки В1 на частотах, близких к частоте ее механического резонанса, весь свободный объем ящика акустической системы 6АС-2 заполнен хлопчатобумажной ватой. Кроме того, головка В1 имеет небольшие размеры. Все это определило низкую чувствительность акустической системы 6АС-2 и вызвало в ее частотной характеристике спад в области нижних частот.

Указанные особенности акустической системы скомпенсированы характеристиками тракта НЧ при разработке радиол, которые комплектовались данные колонки. Для выравнивания частотной характеристики звукового давления акустических систем тракт НЧ радиолы имеет частотную характеристику со значительным подъемом в области нижних частот (на частоте 60 Гц – около 14 дБ). Необходимая же величина звукового давления при работе акустических систем обеспечивается повышенной выходной мощностью тракта НЧ (максимальная выходная мощность тракта НЧ радиолы «Мелодия-101 стерео» – около 15–20 Вт).
Лицевая сторона ящика акустической системы 6АС-2 закрыта декоративной решеткой из перфорированного листового алюминия. Специальная механическая обработка лицевой поверхности решетки создала оригинальный внешний вид со световыми бликами типа «солнышко». Задняя стенка через поропластовые прокладки плотно крепится к ящику.

 

 

Технические характеристики:

2-х полосная АС закрытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 18000 Гц

Чувствительность: 84 дБ

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Номинальная выходная мощность: 6 Вт

Максимальная выходная мощность: 10 Вт

Используемые динамики:

НЧ/СЧ: 10 ГДН-1 (6 ГД-6)

ВЧ: 6 ГДВ-1 (3 ГД-2)

Габаритные размеры (ВхШхГ): 157х157х300 мм

Масса: 3,5 кг

Входила в комплект транзисторных радиол Мелодия-101-С, Мелодия-104-С и Мелодия-105-С производства Рижского радиозавода имени А.С.Попова. Корпус сделан из многослойной фанеры, шпонирован ценными породами дерева. Динамики закреплены друг за другом, что создает коаксиальную конструкцию как у многих современных автодинамиков. Лицевая панель закрывается металлической сеткой. На задней части находится выход АС через шнур.

 

 

 

Модернизация 6АС-2

Р. КУНАФИН

Эти миниатюрные АС, которыми некогда комплектовались электрофоны первой группы сложности “Мелодия-101-стерео”, многие считают безнадежно устаревшими. Автор этой статьи утверждает, что они еще способны обеспечить вполне высококачественное звуковоспроизведение.

В журнале “Радио” уже не раз публиковались статьи о переделке 6АС-2. Обычно она сводилась к изготовлению новых громкоговорителей на базе динамических головок, примененных в этих АС. Предлагаю радиолюбителям пойти по более экономичному и, думается, более интересному пули, попытавшись не просто избавиться от недостатков заводской конструкции, но и максимально использовать ее достоинства.

Основной дефект 6АС-2 — сильная вибрация стенок корпуса, которая не только придает звучанию неприятную окраску, но и делает его нестерпимо “грязным”. Для устранения этого недостатка нужно прежде всего удалить декоративную решетку АС, снять заднюю панель и блок головок (чтобы не сломать пластмассовое основание, рекомендуется подрезать изнутри уплотняющий слой и вытолкнуть блок сзади) и тщательно очистить детали от остатков поролона и замазки. Все четыре стенки корпуса и плоскость задней панели с помощью клея “Бустилат” следует оклеить изнутри одним слоем линолеума с тканевой основой. Приклеивать его нужно гладкой стороной.

Чтобы получить более высокие параметры, желательно механически развязать головки и корпус. Для этого укрепляют пластмассовое основание блока головок, наклеив на него с тыльной стороны накладку из жесткой пластмассы или фанеры толщиной 6… 10 мм (рис. 1). В боковых сторонах накладки круглым напильником сделана выборка под конус диаметром 133 мм, как показано на разрезе. Окончательную подгонку делают по месту, пропилив в накладке пазы для проводов, идущих к ВЧ головке. Внутреннюю поверхность пластмассового основания промазывают толстым слоем пластилина.

Диаметр крепежных отверстий должен быть таким, чтобы шурупы проходили в них свободно, не касаясь накладки и основания блока головок. В корпус надо плотно вклеить фланец (рис. 2) из многослойной фанеры. По тому же эскизу вырезают и прокладку из мягкого материала (в авторской конструкции использована вакуумная резина толщиной 3 мм). Под головки шурупов подкладывают шайбы из того же материала При сборке блок головок центрируют таким образом, чтобы он не касался корпуса. Степень затяжки шурупов окончательно определяют при прослушивании.

Головку 25ГДН-1-4(1 ОГД-34) подключают к УМЗЧ напрямую, как и 8 исходной конструкции, а 6ГДВ-1-16 (ЗГД-2) шунтируют резистором 5,4 Ом, в авторском варианте он составлен из четырех параллельно включенных резисторов МЛТ-2 (двух по 20 и еще двух по 24 Ом). Такой шунт не только выравнивает частотные характеристики чувствительности и электрического сопротивления головки, но и как делитель тока служит эффективным демпфером ее резонансов, включая основной. Головка 6ГДВ-1-16 заметно подчеркивает шумовые составляющие сигнала, а с добавочными резисторами она звучит гораздо мягче.

Может показаться, что шунт будет играть роль нежелательного ФНЧ, срезающего высокие частоты по мере роста электрического сопротивления головки. Однако индуктивность головки 6ГДВ-1-16 невелика, а ее АЧХ имеет заметный подъем на верхних частотах, и в итоге звучание оказывается лучше сбалансированным. Таким образом стало возможным подключить головку через простейший фильтр первого порядка — конденсатор емкостью 8 мкФ. Он составлен из двух конденсаторов емкостью 4.7 и 3.3 мкФ (К78 или К73-16. в крайнем случае подойдут и К73-11). Монтаж навесной, с прочной скруткой и хорошей пропайкой. Соединительные провода также желательно заменить, хотя бы на хорошие медные сетевые, но не в изоляции из ПВХ или резины.

При сборке АС места соединений промазывают пластилином и крепят блок головок. Сам корпус полностью заполняют звукопоглотителем: отрезки ватина плотно укладывают слоями. Задняя панель корпуса АС должна вставляться с небольшим усилием. Столь плотная набивка позволяет значительно ослабить резонансы и исключить бубнение звучания.

На время прослушивания АС устанавливают посреди комнаты или на некотором удалении от мебели и стен, которые не должны сильно отражать звук. Ставить их нужно прямо на пол, вертикально, головками вверх, с этой целью заднюю панель снабжают мягкими ножками или шипами. В такой расстановке, собственно, и состоит “изюминка”: вытянутая форма корпуса и коаксиальное расположение головок позволяют получить круговую диаграмму направленности, со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Стоит отметить, что параметры АС оптимизируются после 50…60 ч работы, необходимых для приработки головок; в дальнейшем при регулярной эксплуатации характеристики не ухудшаются и ежедневный “прогрев” не требуется.

Поскольку автор не имел возможности снять АЧХ АС. при ее испытаниях в присутствии группы экспертов прослушивалась грампластинка с записью синусоидальных сигналов с фиксированными частотами (ИЗМ ЗЗС 0201-02). Отмечена чрезвычайно ровная частотная характеристика, а также незаметность на слух спадов на частоте раздела СЧ и ВЧ полос (5 кГц). Спад АХЧ замечается лишь на частоте 63 Гц, а низшую эффективно воспроизводимую частоту можно оценить в 40 Гц. Самая низкая частота, воспроизводимая без искажений, обозначена на диске как 31,5 Гц, что позволяет вполне натурально воспроизводить даже органную музыку (!).

В целом экспертами отмечено на удивление чистое тембрально точное звучание переделанных АС. Звучание 6АС-2 было признано предпочтительным всеми экспертами при его сравнении со звучанием таких известных “полочных” АС. как “Rogers Studio 3”. “Rogers LS3/5a”. “B&W DM 302”. Главное же и решающее преимущество 6АС-2 — это ее способность передавать неповторимую индивидуальность голосов певцов и игры музыкантов. Кстати. 6АС-2 вполне способны обеспечить в комнате объемом 50…60 м3 приближающееся к “дискотечному” звуковое давление.

 

AudioArt.ru

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу