Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

Слово монитор не имеет значения хороший или точный.  Оно от мониторинга, – контроля за явлениями и процессами.

В мониторных системах даже не ставится задача быть точными или верными. Так у систем мониторинга ночных прицелов существуют явные проблемы с цветопередачей. Изображение все зеленое.

Но жалоб на эту явную недоработку, с точки зрения верности передачи цвета у потребителей нет. Причем как со стороны тех кто стреляет, так и тех в кого стреляют.

Люди не знакомые с рынком аудио мониторинга пребывают в уверенности, что студийные мониторы производят для студий звукозаписи. В их представлении весь мир битком заполнен студиями звукозаписи, для которых специально выпускают мониторные системы. На которых только и делают, что записывают и слушают музыку.

В действительности студийные мониторы производятся под весь пласт задач связных с контролем аудиопотоков. А это значительно больше чем студии звукозаписи. Начиная от ТВ, радио… и заканчивая спортивными сооружениями.

В отличии от бытовых АС, основные требования к профессиональным мониторным аудиосистемам совершенно другие.

За 40 лет фактически сформировался стандарт технологии и звучания студийных мониторов. Различные мониторы могут незначительно отличаться друг от друга. Но принцип построения и “характер” звучания у них всех всегда один.

Что же у студийных мониторов не так, как у бытовых аудиосистем?

Проще всего это понять посмотрев, а как собственно, и из чего возник этот стандарт мониторинга.

Первыми в мире стандарт студийного мониторинга сформировали Yamaha NS-10. Начало выпуска 1981г.

Yamaha NS-10
Yamaha NS-10m

До Yamaha NS-10 мониторинг выстраивался из серии “кто на что горазд”. Yamaha NS-10 и ее модификация Yamaha NS-10M де факто стала неким стандартом и ориентиром для звукорежиссеров во всем мире.

Посмотрим же как они сделаны. Объёмом корпуса 10,4 литра. Громкоговорители: низкочастотный 180-мм драйвер с картонным диффузором и высокочастотный 35-мм драйвер с мягкой куполообразной диафрагмой. Кроссовер – двухполосный, второго порядка, пассивный, с ассиметричным поворотом частот; подключение громкоговорителей к нему – синфазное. Частотный диапазон заявлен от 60 Hz до 20 kHz; чувствительность – 90 dB SPL на расстоянии в 1 метр на 1 Ватт. Максимальная пиковая мощность – 120 Ватт. Частота раздела кроссовера – 1,5 kГц; Импеданс  – 8 Ом.

фильтры-Yamaha-NS-10
Фильтры-Yamaha-NS-10M

Изначально акустические системы Yamaha NS-10 задумывались в качестве бытовых hi-fi акустических систем. Но в качестве бытовых АС они не имели никакого успеха. А международной hi-fi прессой были встречены жестко «в штыки».

Однако Yamaha NS-10 были с восторгом были приняты большинством звукозаписывающих студий в качестве мониторов ближнего поля. После чего были немного модифицированы с целью увеличения перегрузочной способности, которой не хватало.  Добавилась литера М, – и они стали Yamaha NS-10М.

Об уровне их культовости говорит такой факт, что даже сейчас, спустя многие десятилетия, промышленно производятся клоны Yamaha NS-10М.

Avantone CLA-10 Passive Studio Monitor
Avantone CLA-10 Passive Studio Monitor

 

Явное и очевидное отличие Yamaha NS-10 от бытовой акустики. Частота радела динамиков – 1,5 kГц. И это в 1981г.!!! Так низко не делят динамики в двухполосной бытовой акустике даже сейчас. Подробнее о схемах деления головок АС, и какой результат при этом получается, можно почитать здесь.

Вполне понятно, что международной hi-fi прессой они были встречены «в штыки». Слушать реальную музыку на двухполосной акустике с такой низкой частотой разделения головок абсолютно нереально.

Для полного попадания в современный стандарт студийных мониторов Yamaha NS-10 необходимо было сделать всего два шага.

Шаг первый, – переход с пассивного деления полос к активному. Так намазываемому Би-ампингу. Когда полосы выделяются RC цепочками в слаботочном тракте перед отдельным усилителем для каждого динамика. И ни каких пассивных фильтров в тракте (между динамиками и усилителями) нет.

Ни кто не знает по чему это так, но на слух активные фильтры “звучат” совершенно не так как пассивные. Если кто знает, – напишите нам почему. Дело не в разборчивости, “характер” звучания активных и пассивных фильтров на слух совершенно разный. Хотя графики спада полос, АЧХ у них могут быть абсолютно аналогичные.

Использование активных фильтров позволяет почти ни чем себя не сдерживать. В пассивной фильтрации конечно можно нагородить что-то типа 3-4 порядков. Но уровень получаемой нелинейности, и как следствия итогового качества этих фильтров будет непотребен. Хороший результат получить невозможно.

В активной же фильтрации нет нелинейностей. Более точно искажения находятся на микроскопическом уровне. Но в сравнении с пассивными фильтрами, они не имеют никаких искажений. А порядки фильтров можно набирать по сути бесконечно:

Типовая схема фильтров студийных мониторов.
Типовая схема фильтров студийных мониторов. (неверен номинал конденсатора на ВЧ)

 

Динамики в студийных мониторах делятся предельно низко и очень жестко. Таким образом из динамиков выдавливают по максимуму все, на что они способны.

И это очень логично. Если твиттер хорошо воспроизводит ВЧ, то пусть он только эти ВЧ и воспроизводит. И не перегружается средними частотами. Если в бытовом Hi-End умиляются звучанием первого порядка на ВЧ, попутно нагружая твиттер еще парой октав снизу. То в мониторных системах ни чему не умиляются. ВЧ динамику дают “играть” только ВЧ, жестко вырезая его полосу. Именно то, что он хорошо умеет делать и для чего предназначен.

С НЧ/СЧ звеном поступают аналогичным образом. Ему дают “играть” только тот диапазон частот, который он замечательно “играет”. Именно от жесткого выделения полос итоговая разборчивость получается великолепная. А мощность (отдачу) ВЧ динамика можно поднять в четыре раза!!! (так как он не перегружен теми частотами которые не “играет”).

Обычный человек, впервые сталкивавшийся со звучанием качественных мониторных систем, сразу отмечает, насколько высокое звуковое давление они создают без перегрузки. В сравнении с бытовой акустикой тех же габаритов.

И в этом месте совершается последний шаг, который формирует, единый на настоящий момент стандарт, студийных мониторов.

Как отмечалось ранее, в сильноточном тракте акустики (между усилителем и динамиками) исчезли катушки с эмалированным проводом и прочий мусор с его дикими нелинейностями. В купе с возможностью жесткого выделения полос это раскраивает новые возможности. Динамик воспроизводящий НЧ/СЧ частоты может быть и становится:

  1. Более тяжелым
  2. С более жестким подвесом (меньшим эквивалентным объемом)

Происходит то, что условно можно назвать его “сабвуферезацией”. Так, жесткие, и очень тяжелые диффузоры динамиков сабвуферов стали возможны только тогда, когда появилось возможность активной для них фильтрации.

Пример. При пассивной фильтрации невозможно получить хоть какой то адекватный результат с НЧ головкой с параметрами: 10 дюймов, VAS 30 литров, Масса подвижки 200гр. А вот в при активной фильтрации, вполне приличный результат может быть получен если жестко ограничить диапазон воспроизводимых частот этого динамика до 200Гц.

Аналогично и у студийных мониторов. Массу подвижной системы увеличивают раза в два, а VAS уменьшают раза в 2-3 (от значений типичных для Hi-Fi). Что очень хорошо видно если заглянуть внутрь студийных мониторов. В сравнении с бытовыми АС в них почти нет объема.

студийные мониторы внутри
Студийные мониторы внутри

И разумеется никакие бумажные диффузоры на НЧ/СЧ теперь уже не требуются, –  для той полосы частот которую они воспроизводят сгодится практически все что угодно.. пластмасса, кевлар итд. Для целей аудиоконтроля пластмассовые диффузоры даже лучше, – они дают почти идеально ровную АЧХ в полосе используемых частот.

И получается ровно то что нужно для аудиоконтроля: компактность, высокая перегрузочная способность, разрешение.

Но существует один единственный недостаток. Жесткое искажение фазы. Все кто работают с аудиоконтролем прекрасно знают и понимают эту специфичность. Она едина для всех студийных мониторов, и всеми выучена.

Приблизительно понятно, как готовый материал будет звучать на широкополосной акустике, на которой собственно и слушают музыку подавляющее число людей. А для контроля наличие ошибок, – в любой студии стоит тот или иной вариант широкополосной акустики.

Трехполосная акустика в студийной практике, для контроля, сведения, мастеринга никогда не используется . Если жестко отфильтровать полосы трехполосной АС, искажения фазы достигнет уровня, когда полностью теряется понимание, где, что находится.

Трехполосная акустика действительно ставится в дальнее поле студий звукозаписи. Но не для сведения и мастеринга. А для того что бы понимать общий тональный баланс и уровень НЧ. А весь мастеринг всегда производится в самом ближнем поле. И всегда на двухполосных АС.

Да и сами музыканты должны же как-то послушать, что они там понаиграли. А их вместе с продюсерами и друзьями, если человек 10-15 будет, то это еще немного. А в ближнем поле помещается всего один человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
AudioArt.ru
Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу