DIY Акустика: часть 1, динамики

 

Многим категорически не нравится акустика продаваемая в магазинах. Обычно эти АС или очень плохие или неадекватно дорогие.

Еще чаще в магазинах продают АС у которых и с качеством беда, и назвать их дешевыми явно не получается.

Проблема с качеством в аудио действительно существуют. Вы можете проголосовать (и посмотреть результаты) опрос читателей на большой выборке.

Устраивает ли вас техника продаваемая в Hi-Fi салонах? (качество, цена)

Не удивительно, что по всему миру массово распространено хобби делать акустические системы. В мире подобные хобби называют DIY (Do It Yourself). Общеизвестно, что хобби в направлениях консервирования, бухания и прочей рыбалки являются затратными и убыточными.

Самостоятельное же изготовление АС занятие экономически выгодное. Так как неадекватная магазинная цена вызвана никак не себестоимостью АС, а штучностью их продаж.

Hi-Fi и Hi-ЕND это не технические или качественные свойства техники.

Hi-Fi и Hi-ЕND придуманные специально для аудиотехники маркетинговые названия премиум и люкс классов. А в премиуме и люксе применяется многократная наценка (4-6 раз для Hi-Fi , 10-30 раз для Hi-ЕND) от себестоимости. Подробнее можно почитать здесь.

В практическом плане самостоятельное изготовление АС из комплектующих несет два плюса. Цена, — акустики будет многократно дешевле магазинных аналогов. И сделать можно именно то, что вы хотите. Ассортимент магазинов, при всем его кажущемся изобилии сильно унифицирован и однотипен.

Акустические системы состоят из трех основных компонентов, — динамиков, корпусов, и элементов фильтров. Последовательно перечислим варианты компонентов. А в конце приведем несколько проектов АС заслуживающих по нашему мнению быть повторенными.

Динамики

За последние 50 лет ничего принципиально нового и прорывного в конструкциях динамиков не произошло. Изменения произошли со станками, технологиями и материалами. Станки стали высокоточными, а материалы со стабильными свойствами.

Раньше даже рамы динамиков выглядели так, что их лучше было прятать от глаз, закрывая различными панелями и сетками.

Вопреки представлением, подавляющая часть динамиков (под 99%), производимых и используемых в мире, не брендируются на широкую аудиторию, и имеют служебные обозначения, известные только узким специалистам работающим в аудиоиндустрии.

Десяток брендов выученный российскими самодельщиками в подавляющем большинстве случаев представляет собой брендированные товары китайских фабрик. А объемы динамиков производимых в странах ЕС близки к уровню статистической погрешности.

Уровень организации производств в странах ЕС, и его кустарность, вызывает искреннее человеческое сочувствие. Похоже на сцены из фильма «Список Шиндлера», в котором   еврее делают кастрюли. В 40-х годах прошлого века.

В России ситуация усугубляется тем, что брендовые динамики продает только один продавец. Если цена для вас не имеет особого значения, то покупать такое можно.

Но имеет смыл посмотреть, какие есть альтернативы. Грамотный и эффективный путь покупать динамики там где их и производят. А именно в Китае. Особенно хорошо, что товары из китайских магазинов, покупаемых частными лицами, не облагаются налогами (НДС, ввозная пошлина).

Попробуем сравнить сопоставимое.

AIYIMA цена в китае порядка 2 тыс. руб.  WAVECOR цена в РФ порядка 6 тыс. руб.

AIYIMA и WAVECOR весьма близкие по конструктиву динамики. У одного магнит чуть больше по диаметру, но чуть меньше по толщине. Магниты в целом сопоставимы. Весят по 1 кг.

У AIYIMA подвес более широкий, и с большим ходом. Соответственно давление в области НЧ у AIYIMA будет приблизительно на 40-50% больше.

У всех динамиков  WAVECOR, которые я встречал (встречал я их много), был явный уклон в серый цвет. Включая пластиковые фланцы твитеров, что особо странно. Возможно это у них такой фирменный стиль.

Или цистерна краски, которую они купили, и которая никак у них не закончится, оказалась не очень хорошей. Даже по фото хорошо видно, что цвет у WAVECOR скорее серый чем черный. Меня это нервирует, так как в динамиках должно быть все прекрасно. Особенно в динамиках продаваемых за 6 тыс. руб.

Динамиков подобных AIYIMA, но с другим названием множество. Например GHXAMP, Kasun, MeloDavid, QUEENWAY…. Очень похоже, что это только названия магазинов, которые продают и маркируют динамики своим названием. А сами динамики делаются в огромном потоке на крупнотиражных фабриках (миллионами). И динамики для них, это просто динамики, — изделия с какими то буквами и цифрами.

Первое на что следует обращать внимание — сила магнитной системы.

Китайский Katsun и АСА калужского производства.

В отличии от динамика АСА у китайского Katsun магнит заметно меньше. Вес динамиков 1.9 и 1.3 кг соответственно. Производство АСА располагается прямо на калужском заводе магнитов и у них этих магнитов — ну просто завались.

Магниты это существенная часть себестоимости динамиков. Магнитная система это «двигатель» динамика. Чем этот двигатель мощнее, тем скорость и чувствительность больше. В параметрах динамиков этот показатель обозначается как BL. Чем больше магнит, тем сильнее «мотор» динамика. Аналогия такая же, как с двигателем автомобиля, — при мощном моторе он передвигается резвее.

При большом магните, — цена динамиков возрастает скачкообразно. Вариант1. Вариант2.

Цена параметров Тиля-Смолла.

Воспроизведение СЧ и ВЧ стоит дешево. Многократно дороже стоят НЧ.

Воспроизведение НЧ требуют больших амплитуд, площадей диффузоров, массы и размеров корпусов. На НЧ приходится порядка 80% энергетических затрат и цены в акустических системах.

В естественной природной среде людям и животным в информации от НЧ нет практической пользы. В природе НЧ это крайне экзотической явление. И люди которым довелось послушать НЧ часто переставали жить.

При этом, НЧ оказывают на людей огромное эмоциональное воздействие, в силу травм и трагедий пережитых предыдущими поколениями за многие миллионы лет. В этом одна из причин популярности дискотек, рок-концертов  и тд.

Проблемы у динамиков приблизительно такие же как у пианиста Дениса Мацуева.

Рояль имеет клавишу воспроизводящую ноту аж в 27 Гц. Но услышать ее сложно, — она имеет крайне низкую громкость по амплитуде. Усугубляет проблему то, что все его слушатели, и сам Денис Мацуев, сильно глухи к НЧ частотам.

Люди слышат НЧ 3-10 раз в три тише, чем СЧ. При их одинаковой громкости.

 

Логика параметров Тиля-Смолла простым, понятным языком.

Эквивалентный объем (VAS) это критерий жесткости подвеса. Чем мягче подвес, тем будет ниже резонансная частота (Fs, Гц). Но мягкость подвеса не может быть избыточно большой. Иначе подвес перестанет удерживать и контролировать ход диффузора.

Второй способ уменьшать резонансную частоту динамика, — увеличиваем массу подвижной системы. Но в этом случае мы снижаем чувствительность динамика (и его скорость). Для компенсации снижения чувствительность динамика (и его скорости) можно увеличить силу магнитной системы.

Примеры китайских Katsun именно это демонстрируют Вариант1. Вариант2.

Вывод всегда один, — чем больше магнит, тем лучше. Разумеется если это магниты одного типа. С магнитами старого типа, на феррите стронция, ошибиться в силе магнита достаточно сложно. Они и по прошествии многих десятилетий сохраняют магнитную силу на уровне 80-85%. Что не критично.

А вот с неодимовыми магнитами сложнее. Их магнитная сила кратно разная. Техническое обозначения их магнитной силы N20…N35…N52. Чем больше число тем он мощнее. То есть сам факт, что это неодимовый магнит не задает понимание силы магнита.

Диффузоры

Какой материал для диффузоров лучший?

Голосовать (и посмотреть результаты):

Какие диффузоры НЧ динамиков вас радуют:
Какие диффузоры СЧ динамиков вас радуют:
Какие диффузоры ВЧ динамиков вас радуют:

Как вы уже заметили…. за 100 лет, ничего лучше бумаги так и не изобрели. Диффузоры из новых красивых материалов делают в основном из маркетинговых соображений. Предлагается не экспериментировать.

 

Рамы динамиков

Весь выбор сводится к штампам и литью. Для динамиков небольших размеров, до рам порядка 7 дюймов литые рамы это в большей степени вопрос эстетики. Влияние резонансов в штампованных рамах небольших диаметров, вопрос больше дискуссионный и теоретический. В практическом плане, увеличение магнита на 10% даст более осязаемый результат. Чем переход со штампа на литье.

На больших диаметрах, от 8 дюймов, смысл в литых рамах появляется. Но он сильно переоценен прогрессивной общественностью.

 

Важнейший вопрос.

Могут ли китайские магазины завышать параметры динамиков?

В подавляющем числе случаев китайцы вообще не приводят минимально необходимых параметров. Только мощность пишут из серии  100-500-1000Ватт.

Это и есть алгоритм поиска и выбора динамиков, — если нет минимальных необходимых параметров Тиля-Смолла, рассматривать к покупке такие магазины и динамики не нужно.

При этом существует с десяток китайских магазинов, которые специализируется именно на продажах HI-FI комплектующих. Эти магазины параметры Тиля-Смолла указывают.

При этом злонамеренно обманывать они вас не будут. Они могут каких то данных не иметь, или перепутать. Специализируясь на HI-FI комплектующих продавцы не особо вникают в аудио тематику. Так как, возможно им завтра придется продавать бижутерию или чайники.

Мы покупали множества динамиков, разного типа (десятки номинований), из китайских магазинов. Случаев явного несоответствия параметров динамиков у нас не было.

Приведем список тех из них которые мы покупали, с нашими комментариями и впечатлениями. Ссылки приведут на магазины годами торгующие  HI-FI и продающих множество других динамиков.

Системное изложение у нас вряд ли получится. Что вспомнили, о том и написали.

 

Порядка 2500 руб. за динамик

АЧХ приблизительно верная. Действительно идет подъем на самых верхних частотах. Звучит хорошо. Но при этих габаритах магнитной системы и 6 Ом звучит тихо, — приблизительно на 89 Дб. Но сам по себе динамик приятный во всех отношениях. Очень хорошо стыкуется с тяжелым мидвуфером.

Vifa XT25BG60-04

Та же странность. При этих габаритах магнитной системы и 4Ом звучит приблизительно на 90 Дб. Что может объяснять более тяжелая подвижная система — в параметрах указывается Ммс = 0,36 г.

 

Дешевые (меньше 1500 за динамик) но вполне приличные по звучанию твитеры.

У них 8 вариантов диаметров рам  HIFIDIY LIVE 4-5    Второй их продавец.

Реальная АЧХ на высоких падает не так быстро, и не так резко как приводится на графике. Не пугайтесь этому. Динамик хороший.

 

Дешевый ленточник. Вариант 1. Вариант2.

Реальная АЧХ у них не такая ровная как рисуют. В диапазоне 5-20кГц ее болтает около — + 3Дб. Иногда даже больше.

Потому как задняя камера маленькая. А пленка очень тонкая и легкая. Каждый отдельный твитер имеет уникальную АЧХ.

Но очень радует их цена — порядка 1400руб. Покупают их массово, количество отзывов сотни.

Они реально имеют высокую чувствительность 92-93 дБ. Звучат очень хорошо. Годятся в полочники, но обязательно за фильтром 2 порядка.  Мощность заявляется в 30 Вт, но это вызывает сомнения. Мы их не сжигали, но следует понимать, что нужно быть очень осторожными.

Первый порядок, если и может быть, то очень высоко — 7кГц. И то в АС не для плотной и громкой музыки. Очень хорошо применимы как супертвитеры с широкополосниками. Или СЧ/НЧ головками с легкой подвижной системой, которые можно соединять высоко.

Например:

Динамик DG-501, требует поддержки твитера приблизительно с 7-10кГЦ. Хорошо подходит как СЧ для большой трехполоски.

Такой же тип, но чуть больший диффузор, клон Diatone:

Динамик DG-601 твитера уже приблизительно с 5кГЦ.

 

Дешевые СЧ/НЧ динамики

Это динамики СЧ/НЧ для полочников или 2-2.5 полосных напольников с традиционными в современном мире полосами и частотами разделения.

 

Ссылка на него в Китай.

 

Kasun, 5 дюймов

 

KATSUN

По нашему опыту и множеству встречающихся отзывов указываемые параметры KATSUN  весьма близки к реальным и стабильны в разных партиях.

Брендовые динамики

Название знакомого бренда совершенно не указывает на то, что динамик замечательный. Есть множество обратных примеров. Так мало кому известный Kasun уделывает известный бренд по всем свойствам и параметрам: 

Vifa-kasun

У него все лучше. Но и стоит этот мало кому известный Kasun DL-511 почти в два раза дороже. Магнит огромный, рамам массивная. Логика именно такая. Если динамик хорошо сделан, — то он и хорошо стоит.

Скорее всего это одни и те же динамики с одной производственной линии. Без наклейки Scan-Speak он стоит в Китае приблизительно 2.5 раза дешевле.
Магазин QUEENWAY

Мы будем добавлять интересные динамики в эту же статью.

Мы что-то забыли упомянуть… И динамики выходят новые.

 

В ближайшие недели появится логическое продолжение темы:

Часть 2: корпуса и фильтры.

Часть 3: практически проекты АС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 16 оценок, среднее 4.94 из 5 )
AudioArt.ru
Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу