Измеряем АЧХ грамотно и осмысленно.

Неизвестно кто это придумал. Но существует стандарт замера АЧХ акустических систем. В этом стандарте измерительный микрофон устанавливается на расстоянии 1м. Точно на оси твиттера. Почему 1м.? А почему бы и нет. Цифра же красивая. Почему на оси твиттера… А иначе привязать стандарт больше не к чему.

Так же, этот стандарт подразумевает замер АЧХ под углами 30 и 60 градусов по горизонтали. На оси твиттера. Теоретически это вроде как бы, должно показывать, как будет себя вести АЧХ при перемещении слушателя в пространстве комнаты. Но в реальной ситуации, когда слушатель перемещается в пространстве все эти замеры не имеют особого смысла.

Так при перемещении слушателя даже на небольшое расстояние от центра, проходят несколько событий. Действительность гораздо более многогранна.

Конечно удобно замерять АЧХ одной АС. Но акустических систем обычно две. И АЧХ двух АС сильно отличается от АЧХ одной. Так расстояния от правой и левой АС и ушами слушателя не бывает обычно одинаковым. А уже на частоте 3 кГц разница в расстоянии от левой и правой АС в 11 см. приводит к противофазности звучания каналов на высоких частотах.

Кардинально меняется угол входа звуковых волн в ушную раковину. Вы можете самостоятельно проделать простейший эксперимент. Взять легкую колонку и послушать ее звучание при различном угле относительно вашей ушной раковины. Покрутив ее вокруг уха и головы. Этот опыт вам сразу покажет, что наилучшая фокусировка звуковых волн происходит под углом около 15 градусов. А совсем не 30 градусов, как это рекомендуется делать по правилам равнобедренного треугольника.

Человек слышит в основном вперед, а не в сторону. Причем разница в звучании от угла входа звуковых волн в ушную раковину будет радикальной.

Когда человек перемещается по комнате, более типична ситуация, когда расположение ушей слушателей находится значительно выше или ниже оси твиттеров. Но замеров АЧХ при смещении оси твиттеров вверх и низ не делают. Так как подобные замеры  покажут катастрофическое искажения АЧХ почти у любой акустики.

Когда производят замеры динамических головок, это имеет огромный смысл. Таким образом понятно, какие характеристики этот динамик имеет. И как его лучше использовать. В случаи когда производятся замеры готовых акустических систем, измеряют, что удобно измерять. С целью дальнейшей публикации красивых графиков в рекламных материалах. Ни каких выводов и смыслов из этих графиков получить нельзя.

По этой причине предлагается использовать практически работающую технологию замера АЧХ. Ее повсеместно используют в профессиональной деятельности для отстройки звучания акустики в различных помещениях. В реальной жизни не особо интересно, какая у одной колонки АЧХ на расстоянии 1 м. на оси твиттера.

Важно другое. Как эта акустика формирует общую картину АЧХ в 3D пространстве.

Для этой цели удобна программа – Анализатор аудио спектра TrueRTA.  Но может быть любая другая программа анализатор спектра с большой разрядность (1/24 октавной полосы).

Проще всего использовать ее на ноутбуке. Но имейте ввиду, что процессора уровня Atom ей будет недостаточно, для того, что бы считать в реальном времени 1/24 октавной полосы. Желателен процессор хотя бы уровня нижнего i3. Разумеется потребуется измерительный микрофон и источник фантомного питания для него.

Все очень просто. Программа генерирует розовый шум. Акустика его воспроизводит. Перемещая измерительный микрофон мы смотрим, в реальном времени, общую картину АЧХ в пространстве. Получается очень быстро. И очень информативно. За пару минут можно отсканировать все. Любые углы. Любые расстояния. Пройти всю комнату.

Следует понимать, что не следует ставить себя задачу свести акустику с идеальной АЧХ. Ровная, красивая АЧХ получиться только в том случаи, когда на НЧ/СЧ динамике будет стоять “жесткий” фильтр в районе 2.5 кГц, или еще ниже. И ровная эта АЧХ будет только в самом их ближнем поле. После того как вы походите с микрофоном по комнате, и уведите реальную АЧХ в пространстве комнаты, желание прибывать или убавить 2Дб в каком то месте у вас резко пропадет.

Так как “жесткий” фильтр в районе 1.5-2.5 кГц задает специфический “характер звучания” акустики. Его можно охарактеризовать, как типичный “новодел”. Годится слушать скрипки и аудиофильский джаз и прочею Реббеку Пупкину. А музыку будет слушать на этой акустике не особо приятно.

 

Приложение. Описание. TrueRTA.

Анализатор аудио спектра TrueRTA, работает в режиме реального времени, отлично подходит для настройки амплитудно-частотных характеристик акустических систем в различных помещениях и залах. Программное обеспечение включает в себя целый набор инструментов, в частности, спектральный анализатор реального времени (Real Time Analyzer), двойной осциллограф, генератор сигналов, цифровой измеритель уровня и коэффициента амплитуды сигнала или крест-фактора. Интерфейс приложения крайне прост и удобен, все настройки могут быть развернуты в виде панелей на основном рабочем окне.

Программное обеспечение предоставляет возможность самостоятельно настраивать масштабы, параметры и диапазоны звуковых измерений, проводит обработку и усреднение входных данных, имеет функцию фиксации пиков. Сигнал на экране осциллографа может быть остановлен в любой момент времени и прокручен в разные стороны. Также предлагается пять различных цветовых схем для графической области окна.

Полученные с помощью TrueRTA измерения позволяют детально и «на лету» оценить акустику, определить нелинейные искажения, проверить правильность расчетов разделительных фильтров. Максимальное разрешение достигает 1/24 октавной полосы. Программа позволяет выявить не только спектральный состав гармоник, но и просчитать коэффициент нелинейных искажений для каждой из них. Расчет уровня гармоник в приложении необходимо проводить вручную.

Кроме того программа TrueRTA может генерировать аудио сигналы любой частоты (в пределах от 1 до 22000 Гц) и амплитуды. Приложение позволяет проводить замеры белым шумом, розовым шумом (стандартным для акустических измерений) или синусоидальным сигналом. Результаты измерений можно распечатать или сохранить в ячейках памяти, а затем сравнить между собой. Последние версии софта имеют возможность определять импульсные характеристики звуковых сигналов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
AudioArt.ru
Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу