«Характер» звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.

«Характер» звучания АС задается в основном способом сведения динамических головок, — специфическим набором фазовых искажений и задержек.

Существуют и другие факторы влияющие на «характер» звучания, Но они проявляют себя в гораздо меньшей степени.

К примеру, распространено мнение, что динамики с бумажными диффузорами звучат совсем не так как с диффузорами из пластика. Частично это верно. Но только частично. Качество звучание пластиковых диффузоров непотребно выше 2,5кГц. И соответственно ими не играют ничего выше 2,5кГц. Бумажные же диффузоры вполне прилично звучат до частот вплоть до 6-12 кГц. То есть, происходит некорректное сравнение.

Если же фильтровать бумажные динамики на частоте 2,5кГц, то разница между между ними и динамиками с пластиковыми диффузорами будет уже мало заметна. И «характер» их звучания будет очень близок. 

Широкополосная акустика

Самая распространяя категория, — через нее предпочитают слушать музыку порядка 95% всех людей. К этой группе можно отнести наушники, автоакустику. Так как автоакустика в большинстве случаев это не фильтрованный (нет искажений фазы) СЧ/НЧ динамик с добавлением к нему твиттера.

Общее, объединяющее всю широкополосную акустику, естественное, не утомляемое звучание. Нет искажений фазы, так как нет фильтров, которые ее крутят. В силу этого стерео звучание получается именно стереофоническим. А не причудливый псевдо-стерео-калейдоскоп. Это особенно ярко выражено у трехполосных систем. Понять, как на слух ощущаются фазовые искажения можно здесь.

Искажения фазы у широкополосной акустики происходит только  в результате физического свойства самого динамика. На частоте резонанса у всех динамиков фаза уходит на опережение относительно основного сигнала. 

Опережение фазы на частоте резонанса в оформлении фазоинвертор

Это опережение фазы будет зависеть от акустического оформления. У фазоинверторного оформления опережение фазы будет наибольшим. Важна еще масса подвижной системы, — чем «подвижка» тяжелее, тем опережение фазы будет больше.     

Двухполосная акустика

Существует два основных крайних случая. Условно это ретро акустика из прошлого века, — частота соединения динамиков порядка 5-6кГц. И современный массовый «новодел», которым забиты все салоны, — с делением головок на частоте порядка 2,5кГц.

Ретро вариант акустики в силу того, что СЧ/НЧ динамику приходится играть на очень высоких частотах, звучит по современным меркам грязновато. Но зато, в силу того, что фильтр крутящий его фазу смещен вверх, слушать музыку можно долго и вполне комфортно. Так как подобное сведение очень близко к широкополосной акустике. Зачастую ретро акустика вообще не подразумевает наличие фильтра на СЧ/НЧ динамике, и по факту  относится к широкополосной акустике с добавленным твиттером.

Массовый новодельный вариант двухполосных АС с делением порядка 2,5кГц, — звучит очень чисто. Чем производит на покупателей большое первичное впечатление. И по этой причине эта акустика хорошо впаривается. Что и является причиной, что акустикой с таким типом сведения забиты все салоны.

Она очень хорошо передает звук бьющихся стаканов. Вполне прилично играет «аудиофильский джаз» и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Но реальную музыку на этой акустике большинство людей слушать не могут. Утомляет она сильно.

Существуют промежуточные варианты, когда деление полос происходит где то посередине — на 4 кГц.

Основная проблема двухполосных АС в том, что почти всегда слушателям будет не хватать баса. Хотя если смотреть на графики АЧХ у них с НЧ все хорошо. Происходит это по двум причинам:

  • Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.
  • Звуковые волны переотражаются от передней панели АС от частоты примерно 900 Гц (длины волны сопоставимы с шириной панели). Передняя панель АС отражает звуковые волны как зеркало свет. И соответственно звуковых волн от 900 Гц становится больше. А все те волны, которые ниже 900 Гц не переотражаются. И их больше не становится.
Еще более низко делятся полосы у студийных мониторов. Это, и еще ряд особенностей задает характер их звучания. Подробнее — Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

2.5 полосная акустика

У двухполосной акустики существует опция которою, принято называть 2.5 полосная акустика. Смысл ее в том, что в случаи если в АС два СЧ/НЧ динамика, один из них фильтруется как НЧ. А второй играет и СЧ и НЧ частоты.

Логика здесь в том, что таким образом повышают давление на НЧ без особых искажений фазы. Небольшое искажение фазы конечно происходит. Но приблизительно раз в десять меньше, чем у трехполосных АС.

Характер звучания 2.5 полосной акустики предельно близок к двухполосной. Но появляется вполне адекватный бас, — его становится в два раза больше чем у двухполосной акустики (два динамика играют НЧ и только один СЧ).

В редких случаях 2.5 называют акустику с двумя твиттерами. К примеру, один из популярных деревенских производителей акустики «Дали» делает:

Блок с двумя твиттерами

Это создает некоторую путаницу в терминологии. Но обычно 2.5 называют акустику где два СЧ/НЧ динамика, и один из них фильтруется как НЧ. Так как у слушателей проблема обычно с количеством и качеством НЧ, а совсем не ВЧ.

Качественно воспроизводить высокие частоты, при помощи всего одного твиттера, научились еще в прошлом веке. Но не все.

А в прошлом веке было модно пихать много мелких динамиков в АС. В ущерб здравому смыслу и плюя на физические законы. Делалось это в большей степени для создания завлекательного внешнего вида и увеличения продаж.

Трехполосная акустика

На заре появления трехполосных АС (70-80 годы прошлого века) их использовали в основном для прослушивания рок и диско музыки. По методике, когда ручки ВЧ и НЧ вкручивались на полные обороты. А обычно ручки на усилителях были от +-12 до +-18дб. Что переводя с децибелов на разы, значит подъем-спад ВЧ и НЧ в 4-6 раз!

Трехполосную акустику никто в линейную АЧХ обычно не слушал. То есть, изначально трехполосная акустика в основном применялась очень специфично, —  для задирания давления на краях частотного диапазона (рок-концерт, дискотека).

Когда же потребность в задирании тембров стала неактуальной, выяснилось, что при линейной АЧХ трехполосная акустика имеет весьма сомнительное качество…  С точки зрения потребителя, который хочет слушать музыку, а не бухать децибелами на низах.

Так к примеру, крупнейший производитель акустики в мире, Микролаб даже не производит трехполосных АС. Воткнуть в колонку СЧ динамик не проблема. Проблема в том, что трехполосные АС не особо востребованы, в силу их специфичного «характера» звучания. 

Классическая трехполосная акустика

Трехполосную акустику можно разделит на два условных класса. Ретро вариант сведения, когда полосы соединяют высоко по современным меркам. Типично это 700-1000 Гц  для НЧ и СЧ полос. И 5-9 кГц для СЧ и ВЧ.

Существовали даже удивительные варианты сведения. К примеру, JBL 4312, которые называются самими продаваемыми АС компании JBL.

JBL 4312

Динамик, который принимают за динамик НЧ категорически им не является. Частоты разделения: 1500 Гц, 7000 Гц! Какая может быть НЧ на 1500 Гц? Высокий женский голос сопрано заканчивается уже на 1100Гц.

Смотрим, какие фильтры стоят на “НЧ” динамике. На НЧ динамике фильтров вообще нет!

JBL 4310 фильтры

А на головках СЧ и ВЧ стоят простейшие фильтры. Если эти конденсаторы не поставить, – то динамики СЧ и ВЧ попросту сгорят.

Говоря объективно, – концептуально это широкополосная акустика.

Да конечно:

  • НЧ “лопух” в 300 см, в основном воспроизводит НЧ.
  • А твиттер в 1,5 см, с подвижной системой в 0,3 грамма, воспроизводит ВЧ.

Но полосы по сути не выделяются, а головки “играют” частоты, которые они воспроизводят естественным образом. АС конечно трехполосная, но она очень специфично трехполосная. Габариты у подобных АС всегда оказываться близкими к холодильникам, что в середине прошлого века считалось вполне нормальным.

Второй тип сведения «трехполосок», — типичный современный массовый «новодел».

Для новодела характерно деление НЧ и СЧ полос на 250-350 Гц. И 2-3 кГц для СЧ и ВЧ. Это собственно и все различие.

А использование кевларовых и пластиковых диффузоров это уже следствие. Так как, на этих частотах деления полос, кевлар и пластмасса вполне прилично играют. А по ряду параметров, например ровности и стабильности АЧХ,  они даже предпочтительней бумаги.

Минимальные отличия в сведении трехполосных АС приводят к значительной разнице в звучании. Трехполосная акустика, как тип, сама по себе  очень разная. Даже у одного производителя в одной линейке. Это у трехолосных АС такой феномен, — набор нелинейностей получается очень большим. Начинают активно влиять на «характер» звучания провода и усилители… и малейшие изменения фильтров.

Словосочетание, — «хорошо сведенная АС» плохо применимо к трехполосным АС.

Чуть что-то поменялось и все стало по другому. Многие «самодельщики» настолько погружаются в поиск наилучшего варианта звучания трехполосных АС, что могут отстраивать их десятилетиями. Проблема в том, что не существует никакого лучшего варианта. Все будет по-разному, вот и все.  

Наглядно проиллюстрировать «новодел» может тот же JBL. Две внешне похожие модели с разницей в несколько десятилетий:

JBL новый и старый

В современном мире их НЧ динамик сильно двинулся “в сторону сабвуферов” (сравните подвесы динамиков). И делится он стал уже на 450 Гц. Масса подвижной системы стала больше, и теперь этим динамиком до 1500 Гц играть не получается.

И получили классический новодел. С “огородами” эмалированных проводов и прочим “нелинейным мусором”. Остался только ретро-дизайн.

Играет трехполосный новодел очень чисто. Проблема только одна, — уровень фазовых искажений беспределен. Утомляемость при прослушивании на них реальной музыки дикая.

Для трехполосной акустики в обязательном порядке требуется специальные фонограммы для раскрытия их «потенциала». Предлагается на них слушать «аудиофильский джаз» и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Поподробнее можно почитать здесь — Фонограммы создающие ощущение качества.

Для оценки качества современного трехполосного новодела предлагаю посмотреть и послушать на ней выпуски новостей и трейлеры кинофильмов. В них есть все, и сразу. Речь, музыка и интершумы…

Большинству людей будет достаточно пары минут, что бы понять что получаемое звучание не имеет ни чего общего, не только с высокой реальностью, но и вообще реальностью. Уровень фазовых искажений и задержек таков, что записав звучание трехполосных АС на качественный рекордер, вы ошалеете от того, как будет звучать эта запись. Примеры таких записей — слушаем фазовые искажения.    

Все остальное, из серии, что лучше один большой НЧ динамик или три мелких не особо влияет на «характер» звучания АС. Так как качество баса от этого не меняться  принципиальным образом. Количество же баса зависит всего от двух параметров. Площади излучателя и его рабочего хода.

Для небольших помещений (комната квартиры) проще набрать площадь излучателей НЧ несколькими динамиками. Так как в этом случаи колонки могут быть адекватной ширины и нужной высоты. В случаи если НЧ это один большой «лопух» форм-фактор АС автоматом получится в виде низенькой толстой тумбочки.

Но если вы живете в своем доме с площадью комнаты 40-80 кв.м. даже не пытайтесь набрать давление на низах мелкими НЧ динамиками. В этом случаи, давление тоже придется набирать несколькими динамиками. Но уже «лопухами» порядка 10-12 дюймов.   

Добавление сабвуфера

К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение. Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы).

Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит очень замечательно.

После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигай, или крути на нем ручки, всегда получится так…  Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки — саба будет, то много, то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.

Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:      

Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, — вплоть до противофазы….  От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.

Много свободного времени можно потратить на перемещая саба по комнате. Сдвинул его на метр, — и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно покрутить на нем фазу. Во всех случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.        

На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке.

И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.

Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 4-6 раза ниже цены розницы).

А с создание давления у сабвуферов все замечательно. С этим никто не спорит.

 

Вот собственно и все варианты «характеров звучания» акустических систем при пассивной фильтрации.

И если вы выбираете акустику, то в начале выберите ее тип сведения
  • Определитесь с «характером» звучания, который вам больше нравится.
  • Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой.
  • После того как поймете, что вы хотите, — рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы. 
  • Весь выбор который у вас есть, — какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу. 

 

Читайте по теме:

Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

Как ставятся по звуку концертные площадки. Залы, открытие и закрытые площадки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 38 оценок, среднее 4.08 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 53
  1. Максим

    Скажите я правильно понимаю что если в усилитель на 4 аудио выхода включить 2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика то качество звука и сцена станут лучше?

    1. AudioArt.ru

      То что называет «сценой» зависит только от накрутки фазы.Больше ни от чего. Наушники за 10 долларов от телефона, в плане стерео сцены, уделают любую трехполосную акустику хоть за миллион долларов. Ваш вариант — «2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика» — вы их не соедините. Возможный вариант широкополосники+саб

      1. Александр

        Чтобы иметь сцену, нужно не только тщательно подготовить комнату, но и иметь за колонками пространство в размере этой сцены. Конечно, в зависимости от размеров АС.
        А для проверки качества звука трехполоски попробуйте послушать Queen или Deep Purple что-нибудь из раннего несжатого формата. Если будет резать уши- значит дрянь. Если завораживает, значит эффект достигнут.
        А на попсе Вы ничего не поймёте. Для нее
        достаточно бумбокса.
        А звук в наушниках-это эрзац. Музыка звучит в голове. А должна звучать в пространстве. У меня лично голова болит одинаково от плохих АС и хороших наушников.

      2. RONEeS

        Что за бред. Всё совершенно наоборот, никакие наушники, хоть за миллион рублей, неспособны верно передать сцену. Стоит хоть раз поработать с расстояниями, с пространством в музыке, сразу это очевидно. В простейших же дешёвых мониторах, даже в плохих квартирных условиях, сразу чётко видны (слышны) источники звуков, их местоположение и прочее. Учите физику. А ещё поправьте статью, слова неграмотно написаны, не торопитесь и тщательней редактируйте текст.

      3. 112

        Аффтор привет!!!!
        Когда пишешь про музыку и звук нужно как минимум любить слушать музыку!
        А то как не статья так мозг заворачивает в бараний рог!
        Ладно я в курсе дел, а пошо не опытных юнных аудиофильчиков травмируеш ?

      4. Alex

        Здравствуйте
        А что скажите про мою трёхполосную акустику с разделом 120 и 3000 гц?
        Басовик 8 дюймов
        Средний 5,5 дюйма
        Твиттер 1 дюйм

        Ещё добавил сабвуфер 12 дюймов, стоит срез на 50 Гц, регулирую бас только громкостью на сабе

        Хотелось бы услышать ваше мнение

  2. Константин

    Почти месяц пытался понять, почему в в акустике 70-х и 80-х, в том числе в 3-х полосных АС выпускавшихся в СССР, СЧ отрезаны на 5000-6000 Гц, а в современном «новоделе» 2500-3000 Гц. Теперь ясно. Спасибо. Непонятно. каким образом, одинаковые по сути мониторы, где каждый динамик должен звучать на своих частотах отрезаны по-разному. Например, JBL 4312E — 2000 Гц и 5000 Гц и JBL 4319 — 650 Гц и 2200 Гц?

    1. AudioArt.ru

      Все логично. У первой АС (JBL 4312E) стоит первый порядок на СЧ (один конденсатор 10 мкф). Формально то фильтр с 2000Гц, но по мимо этого он еще 3-4 октавы ниже играет — спад на первом порядке очень небольшой. А вторую АС режет жестко по этому и 650Гц. А распределение мощности на СЧ у них приблизительно одно и то же. Хотя формально они разделяются на кратно разных частотах.

      1. Константин

        Это я понял. Я неправильно сформулировал вопрос. У JBL 4219, ВЧ купол диаметром 25 мм отвечает за полосу частот 2200-5000 Гц (и выше), разве он физически способен корректно воспроизвести звук на частоте допустим 3000 Гц? И наоборот, в JBL 4312E, 300 мм «лопух» воспроизводит средние частоты вплоть до 3000 Гц. Получается разрыв шаблона какой-то, АС идентичны по размерам. весу и назначению, но у там, где у одной еще работает 300 мм динамик, у другой вся ответственность лежит на 25 мм куполе ВЧ …

        1. AudioArt.ru

          Вы не верно поняли.
          «там, где у одной еще работает 300 мм динамик, у другой вся ответственность лежит на 25 мм куполе ВЧ «. На 2000 Гц 300 мм динамик уже давно валит АЧХ сам по себе. А СЧ делят формально на 2000 Гц но играет он гораздо ниже. То есть, на всех головках этих двух АС сидят приблизительно одни и те же мощности, в одних и тех же полосах частот. Но в силу того что в одном случае эти полосы входят друг друга плавно — формально они делятся выше. А если делить полосы жестко — формально стыки полос будут ниже по частоте.

          1. Константин

            Теперь почти понял. Не ясно зачем так. JBL 4312E это «клон» JBL 4310, образца 1968 года. и порезан он также, да и значительная часть АС тех лет порезана аналогично. — полосы входят друг в друга плавно. Зачем более современные АС стали делить иначе, — жестко? Или переход к «новоделу», который скорее ширпотреб обязывает физически?

            1. AudioArt.ru

              Жестко режут что бы каждый динамик играл максимально в той полосе частот для которой он предназначен. Получается кратно разборчивей. Проблема только одна -фазовые искажения. Которые очень неприятны, так как их нет в природе и человек к ним не адаптирован. У нас на сайте много инфы по поводу фазовых искажений.

  3. Константин

    Спасибо. У вас вообще хороший сайт.

    1. 112

      Аудиофил должен страдать!!!!!!!!!
      Поэтому ему сделали низкий раздел и напихали в 2х полосный кроссовер сердечников 😂😂😂😂😂.
      После 20-ти минут прослушивания такой дряни вылетаешь из комнаты как пробка из бутылки шампанского!!!!
      Нормальные пацаны миломаны слушают нормальный раздел 500 и 5000 с минимальным количеством металла в катушках и только 3х полоски!!!!!
      Не одной 2х полоске даже за миллион не переиграть правильную 3х полоску!

  4. Олег

    У меня сабвуфер с августа, причем в том же месяце добавил второй, такой же. По состоянию на декабрь могу сказать — с сабвуфером полочные колонки однозначно звучат лучше. Да, на некоторых треках есть желание отрегулировать срез, сдвигая его то вверх, то вниз по частоте. Например, в треках, где доминируют духовые инструменты в низкой тональности (Ben Webster) хочется сдвигать верхнюю границу герц так до 100-120, чтобы чувствовалось дыхание и масштаб, так сказать. А в музыке с обилием ударных обычно сдвигаю пониже границу

  5. Олег

    Ну это все конечно любопытно, но что же конкретно из акустики вы советуете? Критиковать, не предлагая — этого добра на любом профильном форуме завались…

    1. AudioArt.ru

      «что же конкретно из акустики вы советуете? Критиковать, не предлагая»
      Предлагается выбирать из существующих вариантов.

      1. Олег

        Ну перечислите парочку, которые считаете достойными

        1. AudioArt.ru

          «перечислите парочку, которые считаете достойными»

          Почему только парочку. Мы все типы перечислили. Если бы какие то из них не были достойны,- их бы не производили. Так 4-5 полосные АС не делают — так как получаемый результат ни кому не нужен.

          1. Олег

            Я не про типы, я про конкретные модели

          2. master

            но вы же не все системы слушали и знаете, есть единицы многополосных систем с эталонным воспроизведением музыки, а так да это дорого стоит свести всё вместе, поэтому на рынке если полос больше чем две то балаган

    2. Александр

      Умный человек вряд ли Вам скажет конкретную модель. Всё очень относительно.
      Единственно, что могу посоветовать: выбирайте самые тяжёлые из возможных вариантов. Обычно ухудшения в звуке начинаются с экономии корпусов.

    3. Михаил

      Ранее были у меня S90 (были угроблены отцом).
      Выбрал себе как настольные мониторы Microlab Solo 1 (куплены в начале 200х). Доволен ими по сей день.
      Искал достойные 3х полосные АС для просмотра видео (взрывы и т.п. эффекты), прослушивания специфической музыки…
      Отчаялся найти подходящее именно мне, буду скорее всего сам собирать с сабовым динамиком в качестве НЧ (JBL GT-X1200 срежу его около 350-400Гц). Буду ориентироваться на свои субъективные ощущения.
      Наушники выбрать для себя тоже не смог, все не то…
      Частично устроили Sennheiser HD 280 Pro.
      На вкус и цвет как говорится — фломастеры разные :)

  6. Денис

    Я сам, ещё лет 15 назад, до погружения в тему, неосознанно сделал вбор в пользу EPOS M12.2, сравнивая их со схожими по цене B&W, KEF, Dali как наиболее неутомительных и жанрово всеядных из прослушанных. Позже узнал что они имеют прямое подключение НЧ/СЧ (пластмассового кстати) и простейший фильтр на ВЧ с разделом порядка 5,5 кГц.

  7. master

    на счёт саба вы не доработали, саб не для далбёжки вообще, его если он отличный саб, его вообще не слышно он как дирижёр, его не видно не слышно в общем концерте, но он держит весь концерт в гармонии и без него, ещё раз, именно без хорошего саба, если ты хотя бы раз его включил в свою систему, то без него уже не возможно слушать именно музыку!!! вам нужен срочно хороший саб, чтобы в этом убедиться.

  8. Александр

    Хорошая акустика естественным образом
    передает звучание контрабаса, даже турецкого барабана. Единственно, для чего может понадобиться саб в такой системе-это передать низкочастотную реверберацию зала при прослушивании концертных записей.

  9. Олег

    С интересом почитал, есть большие проблемы с грамматикой, это раздражает

    1. AudioArt.ru

      Если вы нашли ошибки, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  10. Иван

    Давно я не попадал в общество энтузиастов качественного звука! Большинство моих друзей по звуку либо отошли в мир иной, либо все давно забросили, либо остались по прежнему сторонниками ламповой техники. А здесь просто отдыхаешь душой. Как мне это знакомо: «А ты слышал такую фирму?» или «А ты знаешь такую модель?» А еще: «Есть общепризнанные эталоны…» Кем признанные? Не уточняют. Что-то скажешь неожиданное — готовы придушить. Остается непонятным главное — как должно быть? Нравится или не нравится — это не решение!

  11. Максим Рублев

    Отличная статья. Порекомендуйте, пожалуйста, широкополосные АС приемлемой цены (можно китайские).

  12. Евгений

    У меня полочная акустика бюджетные HECO и низов естественно не хватает задумался о ещё одном тракте усиления и сабвуфере , в свете выше описанного в этой теме возникает вопрос а можно ли использовать сабвуфер вообще без фильтров .

    1. AudioArt.ru

      Так без фильтров он будет играть и выше 100-200Гц, а там он не просто грязно звучит. А очень и очень грязно. Подвижка то тяжеленная на жестком подвесе.

  13. Риф

    Надеюсь избежать этих проблем , используя кроссовер и раздельные усилители на полосы. Или опять что-то вылезет ? Макетно послушал, хорошо.

    1. AudioArt.ru

      А все так же по смыслу будет. Обычно дорвавшись до активных фильтров, у которых почти нет ограничений, полосы начинают выделять очень жестко. Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

      1. Риф

        Резюме статьи — применяйте активные фильтры.
        Не совсем понял -как активные фильтра искажают фазу. Пассивные- да. Правда были в СССР колонки фирмы Торий, с фильтрами расчитанными на компьютере. ( И Корвет 150 АС) . СЧ-ВЧ слаженно звучали, как широкополосник. А после активных фильтров еще лучше.

        1. AudioArt.ru

          Активные фильтра точно так же искажают фазу. У них только нет нелинейностей и ограничений. Вывода в статье о том, что следует всем переходить на активные фильтры нет. Все зависит от конкретной реализации. В ряде случаев активные фильтры не особо актуальны.

  14. Игорь

    Купил колонки Вектор NC 300 2,5 полосы все прекрасно, но через пол часа начинает давить на голову. Что делать ? хоть возвращай. У меня валялись два кросовера из Китая, 3 полосы 1000гц и 7000гц. Я их воткнул и сделал 3 полоску для пробы. Сейчас слушаю часами, не каких проблем, и разницы с 2,5 не уловил. Спасибо Вам за то, что понял почему.

  15. Александр Z

    С интересом прочитал, но пока не очень понимаю, как это использовать на практике! По случаю достались Wharfedale Valdus 500, в каждой из которых сохранились(пришлось лишь подвесы переклеить) по 2 НЧ динамика(200мм) и по пищалке. Ящики в отличном состоянии и очень хочется что-то с этим сделать удобоваримое. Опыта по расчету и конструированию акустики практически нет… Возможно ли как-то добавить СЧ и с удовольствием слушать музыку? Слушаю преимущественно винил — рок, джаз-рок, джаз. Усилитель Kenwood K4060 на MOSFET транзисторах

  16. titus

    Ну вообще-то поделить на ПК без фазовых крутилок не проблема.
    Другое дело, что при наличии широкого выбора небольших шириков отыгрывающих от 200-400 Hz (зависит от порядка фвч) делить сч/вч глупо и дорого. Напрвленность? BMR.
    А характер… Куча VST плагинов на любой вкус и цвет. Лишь бы плеер поддерживал.

  17. Геннадий

    Вообще то что широкополосная акустика что многополосная должна быть одной и той же.
    Но лишь в том случае когда кроссовер в многополоске используется как фазовый фильтр но ни в коем случае как частотный.
    чтобы это понимать существует такая наука как ТОЭ. Теоретические основы электротехники если полностью.
    В акустике на одном нормальном фазокогерентном ширике типа советского 10ГД-36 достаточно суметь согласовать зональный режим работы самого динамика с компрессионнным.
    Если все это сделать правильно то получить 20 Гц по “низу” от 8” головки никакого труда не составит.
    Вы ж сами правильно поставили вопромс в одной из статей что хай энд свернул не туда когда стал хай эндом из хай фая.
    и сами же не смогли на него ответить.
    свернул хай энд в антифазность и конца и края этому уже не предвидится.

  18. Александр

    Категорически не согласен с утверждением, что АС с фазовыми искажениями звучат чисто. Они звучат плохо. В звуке каша или нехватка составляющих. АЧХ искажается и звук становится неестественным. Это однозначно. Просто, чтобы это понять, нужно прослушать несколько разножанровых записей. Испытано годами многократно. Вопрос в том, что АС много, а хорошо сведённых мало.
    Я подозреваю, что это происходит по разным причинам. В том числе и маркетинг, когда, как в процессорах, специально отключали или занижали спецификации для более широкой шкалы цен. Но, главное, по-моему, в том, что АС требует ручного сведения. С учётом разброса отклонения номиналов элементов фильтров и подбора одинаковых пар динов. Дело в том, что каждый 0,1 ом, мкФ, Мнг отражается на звуке. И если всё свести точно, можно получить отличные АС в пределах 50 тыс.
    Убедился на собственном опыте. Катушки все мотал вручную. Для сравнения замерил кондеры и катушки в топовых Acustic Energy. Разброс сумасшедший. Отсюда и проблемы. А те АС, которые собирают вручную, как Audio Note, стоят запредельно. Но зато звучат. Да и, вообще, раньше лучшие бренды были основаны аудиофилами-кустарями, а сейчас это сплошной маркетинг, больше направленный на выкачку денег у страждущих аудиофилов.
    Так что сделать хорошие трёх полоски можно, но производителям невыгодно.

  19. Дмитрий

    «Так к примеру, крупнейший производитель акустики в мире, Микролаб даже не производит трехполосных АС» А как же модели Microlab SOLO 19 и SOLO 29 ? Производитель заявляет их как трехполосные. Даже хотел такие купить, но после Ваших статей передумал. Как слушал всю жизнь двухполосники максимум, так и буду.

  20. Сергей.

    Крутите фазу, аки поросячий хвост, а ведь мы, конструктора-инженеры взрощены на аксиоме, что фазовые искажения не заметны на слух. От слова «вообще»!
    Ну и немножко на «кривых равной громкости», которые в некоторых местах уходят в зону отрицательных значений. Правда, ни один профессор не смог доходчиво объяснить, что такое отрицательные значения громкости. Живём как-то с этим. И с Вашими полосками справимся.

  21. Сергей

    Ещё один момент. Следуя безапелляционной логике 15Гд-11 хорошо, а морель, аудакс и прочие — плохо. Вы мне напоминаете КПРФ. Вроде бы факты правильные, но накатано и нажулено до уровня пропоганды. А за стиль изложения материала — респект! Осваииваю. Теперь дембеля монтёры и путейцы уважают.

  22. Сергей

    Вынужден, хотя душа требует борьбы, согласиться, что 2,5 килогерц — это отвратительно. А вот 300 Гц — тут наоборот. Просто Вы не умеете их готовить. Ну что первое приходит на ум начинающему самоделкину? 75гдн-1-4. Это тупик. Ничего путного не получите гарантировано. Двже если ящик 90 литров. Почему? RLC-фильтр кто будет делать? С сотней метров ПЭВ-2. в дросселях буржуины ставят резистор 10-20 ом . Экономят. Из-за этой экономии не справляется с нагрузкой ни один из доступных нерокфеллеру усилитель. И это при восьмиомных головках… Проседает «Z» до двух. Про демпфирование и «контроль» забудьте. (В токовых усилителях и D-классе забудье не в этом случае, а вообще). Так (2×2=4), что будет с сопротивлением колонки на 75гдн…? Пол ома. Какой усилитель его «прокачает»? Агеевский сверхлинейник, где восемь пар транзисторов. То есть, задача невыполнима в реальной жизни, как золото футбольной сборной. Перегрузенный усилитель не может ни усиливать без искажений, ни, тем борее выпрямлять закрученную Вами фазу. (Да,в норм. редиме он этим и занимается, динамик не живёт своей жизнью. Неположено ему). Итого: низкоомные головки хатем и делают, чтобы: сделать саб. Сделать активный саб. Сделать саб с низковольтным усилителем. Собрать колонку из гирлянды — сыграть в револьверную рулетку. Потому, что реактивность каждого динамика остаётся защищена от выходного сопротивления усилителя соседним динамиком. Так что утверждение, что колонка с нагромождением басовиков эквивалентна колонке с «тазиком» не есть истина. Не всегда истона. Вот и приходится разработчикам делать частоту раздела НЧ и СЧ выше 700 Гц.

  23. Виталий

    «Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.» Это как так? А не наоборот? На НЧ в комнате — резонансы, которые не знаем как придушить, а уровень ВЧ стремительно падает с увеличением расстояния от АС (прямой звук), а если на стенах комнаты ковры, то и отраженного не видать..

  24. Kazakidze

    «Вот собственно и все варианты «характеров звучания» акустических систем при пассивной фильтрации.»
    Т.е. при активной фильтрации (разделение на полосы в предварительных усилителях и дальнейшем усилением каждой полосы своим оконечником) мы избавляемся от фазовых искажений?
    При современной электронной базе собрать трёхполосный усилитель гораздо легче, чем «муздыкаться» с настройкой акустики.

    1. AudioArt.ru

      При активной фильтрации накрутки фазы такие же. Но при пассивной фильтрации можно использовать хитрые фишки для снижения фазовых накруток , которые невозможны в активе. Например используя нелинейный импеданс динамиков.

    2. Alex_D

      Трехполосный я собрал давно, но ни фига не легче его настроить так как хочется для получения хорошего звучания. Несколько раз переделывал фильтры, двигал частоты раздела. Что-то получилось, но в результате сейчас слушаю полностью ламповый тракт с пассивными фильтрами 1-ого порядка в 2-х полосных колонках, частота раздела 300 Гц. Поскольку широкополосник СЧ-ВЧ плохо отыгрывает выше 12 кГц есть еще пищик, подключенный через конденсатор маленькой емкости. Получилось самое красивое и неутомительное звучание.

  25. Skver

    я являюсь счастливым обладателем недешевой АС с сабом уже более года. Точнее даже двух АС. Очень и очень нравится звучание

    1. Сергей

      Мы очень рады за тебя…но поверь кто не носил хорошей обуви, к примеру … «Артиоли» для того и наш «Скороход» ценная находка, когда последние лапти порваны! Но не всегда прокатывает поговорка: «Дорого, да мило, дёшево, да гнило!» Бывает и дорого и гнило! Сейчас производитель на потоке делает изделие по типу: «И рыбку съесть и в президиум попасть!»… чтобы было быстрей и чтобы было дороже! Совет… Не выпыгивай из трусов а слушай и другие системы и анализируй….если есть уши…..

      1. AudioArt.ru

        На лабутенах, и в охуительных штанах, это конечно забавно.. но ваши педерестические ценности плохо сочетаются с аудиотехникой.

  26. Андрей

    Очень интересный сайт)
    И очень интересная статья. Во многом правдивая, но жаль что не совсем верная информация подаётся. Особенно по части фазы. Ох уж эта волшебная фаза. «Сводиться» только у шипиков, все остальные компромисс. Я вам скажу больше — идеальная фаза только у зумера, такая пищалка была в PC.
    Если интересно, поговорить на эту тему, приглашаю автора в дискуссию, вдруг найдем правду.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу