“Характер” звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.

«Характер» звучания АС задается в основном способом сведения динамических головок, – специфическим набором фазовых искажений и задержек.

Существуют и другие факторы влияющие на “характер” звучания, Но они проявляют себя в гораздо меньшей степени.

К примеру, распространено мнение, что динамики с бумажными диффузорами звучат совсем не так как с диффузорами из пластика. Частично это верно. Но только частично. Качество звучание пластиковых диффузоров непотребно выше 2,5кГц. И соответственно ими не играют ни чего выше 2,5кГц. Бумажные же диффузоры вполне прилично звучат до частот вплоть до 6-12 кГц. То есть, происходит некорректное сравнение.

Если же фильтровать бумажные динамики на частоте 2,5кГц, то разница между между ними и динамиками с пластиковыми диффузорами будет уже мало заметна. И “характер” их звучания будет очень близок. 

  • Широкополосная акустика

Самая распространяя категория, через нее предпочитают слушать музыку порядка 95% всех людей. К этой группе можно отнести наушники, автоакустику. Так как автоакустика в большинстве случаев это не фильтрованный (нет искажений фазы) СЧ/НЧ динамик с добавлением к нему твиттера.

Общее, объединяющее всю широкополосную акустику, естественное, не утомляемое звучание. Нет искажений фазы, так как нет фильтров которые ее крутят. В силу этого стерео звучание получается именно стереофоническим. А не причудливый псевдо-стерео-калейдоскоп. Как особенно ярко выражено у трехполосных систем. Понять, как на слух ощущаются фазовые искажения можно здесь.

У широкополосной акустики существует только искажения фазы происходящее в результате физического свойства самого динамика. На частоте резонанса у всех динамиков фаза уходит на опережение относительно основного воспроизводимого сигнала. 

Опережение фазы на частоте резонанса в оформлении фазоинвертор

Это опережение фазы будет зависеть от от акустического оформления. У фазоинверторного оформления опережение фазы будет наибольшим. Так же важна масса подвижной системы, – чем она тяжелее, тем больше.     

 

  • Двухполосная акустика

Существует два основных крайних случая. Условно это ретро акустика прошлого века, – частота соединения динамиков порядка 5-6кГц. И современный массовый новодел, которым забиты все салоны, – с делением головок на частоте порядка 2,5кГц.

Ретро вариант акустики в силу того, что СЧ/НЧ динамику приходится играть на очень высоких частотах, звучит по современным меркам грязновато. Но зато, в силу того, что фильтр крутящий его фазу смещен вверх, слушать музыку можно долго и вполне комфортно. Так как подобное сведение очень близко к широкополосной акустике. Зачастую ретро акустика вообще не подразумевает наличие фильтра на СЧ/НЧ динамике и по факту  больше относится к широкополосной акустике.

Массовый новодельный вариант двухполосных АС с делением порядка 2,5кГц, – звучит очень чисто. Чем производит на покупателей большое первичное впечатление. И по этой причине эта акустика хорошо впаривается. Что и является причиной, что акустикой с таким типом сведения забиты все салоны.

Она очень хорошо передает звук бьющихся стаканов. Вполне прилично играет “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Но реальную музыку на этой акустике большинство людей слушать не могут. Утомляет она очень сильно.

Существуют промежуточные варианты, когда деление полос происходит где то посередине – на 4 кГц.

У двухполосной акустики существует опция которою, принято называть 2.5 полосная акустика. Смысл ее в том, что в случаи если в АС два СЧ/НЧ динамика, один из них фильтруется как НЧ. А второй играет и СЧ и НЧ частоты.

Логика здесь в том, что таким образом повышают давление на НЧ без особых искажений фазы. Небольшое искажение фазы конечно происходит. Но приблизительно раз в десять меньше, чем у трехполосных АС.

Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу. 
  • Трехполосная акустика

Так же, всю ее можно разделит на два условных класса. Ретро вариант сведения, когда полосы соединятся высоко по современным меркам. Типично это 700-1000 Гц  для НЧ и СЧ полос. И 6-9 кГц для СЧ и ВЧ.

Второй класс, – типичный современный массовый новодел.  Для новодела характерно деление НЧ и СЧ полос на 250-350 Гц. И 3-4 кГц для СЧ и ВЧ. Это собственно и все различие.

А использование кевларовых и пластиковых диффузоров это уже следствие. На этих частотах деления полос кевлар и пластмасса вполне прилично играют. А по ряду параметров они даже предпочтительней бумаги.

Играет трехполосный новодел очень чисто. Проблема у только одна, – уровень фазовых искажений беспределен. Утомляемость при прослушивании на них реальной музыки дикая.

Для трехполосной акустики обязательно требуется специальные фонограммы для раскрытия их “потенциала”. Это опять “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина.

Для оценки качества современного трехполосного новодела предлагаю посмотреть и послушать на ней выпуск новостей. В выпуске новостей есть все. И речь и музыка и интершумы. Большинству людей будет достаточно нескольких минут, что бы понять что получаемое звучание не имеет ни чего общего, не только с высокой реальностью, но и вообще реальностью.   

Поподробнее можно почитать здесь – Фонограммы создающие ощущение качества.

Все остальное, из серии, что лучше один большой НЧ динамик или три мелких не особо влияет на “характер” звучания АС. Так как качество баса от этого не меняться. А количество баса зависит всего от двух параметров. Площади излучателя и его рабочего хода.

Для небольших помещений (комната квартиры) проще набрать площадь излучателей НЧ несколькими динамиками. Так как в этом случаи колонки могут быть адекватной ширины и нужной высоты. В случаи если НЧ это один большой “лопух” форм-фактор АС автоматом получится в виде низенькой толстой тумбочки.

Но если вы живете в своем доме с площадью комнаты 40-80 кв.м. даже не пытайтесь набрать давление на низах мелкими НЧ динамиками. В этом случаи, давление тоже придется набирать несколькими динамиками. Но уже “лопухами” порядка 12 дюймов.      

 

  • Добавление сабвуфера

К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона это очень простое и очень дешевое решение. Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы).

Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит очень замечательно. После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так…  Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом будет преображаться.

Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:      

Получается, что понятие фазы у сабвуфера по сути перестает существовать. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы….  От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.

Так же, можно занять много свободного времени перемещая саб по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Не говоря уже о том, что можно поставить его, к примеру на шкаф. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что можно сказать фазировки у него как таковой нет. Можно даже по переключать на нем фазу. В обоих случаях будет плохо. Но плохо по разному.        

На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке. И включают его только время от времени, для получения ощущения давления. Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-4 раза кратно ниже цены розницы).

Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации. И если вы выбираете акустику, то в начале выберите ее тип сведения.  Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. А уже после этого рассматривайте варианты качества внутри этой группы.

Продолжение – Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

Недели через 2-3 мы статью – Как ставятся по звуку концертные площадки. Залы, открытие и закрытые площадки.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
AudioArt.ru
Комментариев: 2
  1. Максим

    Скажите я правильно понимаю что если в усилитель на 4 аудио выхода включить 2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика то качество звука и сцена станут лучше?

    1. AudioArt.ru

      То что называет “сценой” зависит только от накрутки фазы.Больше ни от чего. Наушники за 10 долларов от телефона, в плане стерео сцены, уделают любую трехполосную акустику хоть за миллион долларов. Ваш вариант – “2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика” – вы их не соедините. Возможный вариант широкополосники+саб

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу