“Характер” звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.

«Характер» звучания АС задается в основном способом сведения динамических головок, – специфическим набором фазовых искажений и задержек.

Существуют и другие факторы влияющие на “характер” звучания, Но они проявляют себя в гораздо меньшей степени.

К примеру, распространено мнение, что динамики с бумажными диффузорами звучат совсем не так как с диффузорами из пластика. Частично это верно. Но только частично. Качество звучание пластиковых диффузоров непотребно выше 2,5кГц. И соответственно ими не играют ни чего выше 2,5кГц. Бумажные же диффузоры вполне прилично звучат до частот вплоть до 6-12 кГц. То есть, происходит некорректное сравнение.

Если же фильтровать бумажные динамики на частоте 2,5кГц, то разница между между ними и динамиками с пластиковыми диффузорами будет уже мало заметна. И “характер” их звучания будет очень близок. 

Широкополосная акустика

Самая распространяя категория, через нее предпочитают слушать музыку порядка 95% всех людей. К этой группе можно отнести наушники, автоакустику. Так как автоакустика в большинстве случаев это не фильтрованный (нет искажений фазы) СЧ/НЧ динамик с добавлением к нему твиттера.

Общее, объединяющее всю широкополосную акустику, естественное, не утомляемое звучание. Нет искажений фазы, так как нет фильтров, которые ее крутят. В силу этого стерео звучание получается именно стереофоническим. А не причудливый псевдо-стерео-калейдоскоп. Как особенно ярко выражено у трехполосных систем. Понять, как на слух ощущаются фазовые искажения можно здесь.

Искажения фазы у широкополосной акустики происходит только  в результате физического свойства самого динамика. На частоте резонанса у всех динамиков фаза уходит на опережение относительно основного сигнала. 

Опережение фазы на частоте резонанса в оформлении фазоинвертор

Это опережение фазы будет зависеть от акустического оформления. У фазоинверторного оформления опережение фазы будет наибольшим. Важна еще масса подвижной системы, – чем “подвижка” тяжелее, тем опережение фазы будет больше.     

Двухполосная акустика

Существует два основных крайних случая. Условно это ретро акустика из прошлого века, – частота соединения динамиков порядка 5-6кГц. И современный массовый “новодел”, которым забиты все салоны, – с делением головок на частоте порядка 2,5кГц.

Ретро вариант акустики в силу того, что СЧ/НЧ динамику приходится играть на очень высоких частотах, звучит по современным меркам грязновато. Но зато, в силу того, что фильтр крутящий его фазу смещен вверх, слушать музыку можно долго и вполне комфортно. Так как подобное сведение очень близко к широкополосной акустике. Зачастую ретро акустика вообще не подразумевает наличие фильтра на СЧ/НЧ динамике, и по факту  больше относится к широкополосной акустике.

Массовый новодельный вариант двухполосных АС с делением порядка 2,5кГц, – звучит очень чисто. Чем производит на покупателей большое первичное впечатление. И по этой причине эта акустика хорошо впаривается. Что и является причиной, что акустикой с таким типом сведения забиты все салоны.

Она очень хорошо передает звук бьющихся стаканов. Вполне прилично играет “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Но реальную музыку на этой акустике большинство людей слушать не могут. Утомляет она очень сильно.

Существуют промежуточные варианты, когда деление полос происходит где то посередине – на 4 кГц.

Основная проблема двухполосных АС в том, что почти всегда слушателям будет не хватать баса. Хотя если смотреть на графики АЧХ у них с НЧ все хорошо. Происходит это сразу по двум причинам:

  • Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.
  • Звуковые волны переотражаются от передней панели АС от частоты примерно 900 Гц (длины волны сопоставимы с шириной панели). Передняя панель АС отражает звуковые волны как зеркало свет. И соответственно звуковых волн 900 Гц становится больше. А все те волны, которые ниже 900 Гц не переотражаются. И их больше не становится.

2.5 полосная акустика

У двухполосной акустики существует опция которою, принято называть 2.5 полосная акустика. Смысл ее в том, что в случаи если в АС два СЧ/НЧ динамика, один из них фильтруется как НЧ. А второй играет и СЧ и НЧ частоты.

Логика здесь в том, что таким образом повышают давление на НЧ без особых искажений фазы. Небольшое искажение фазы конечно происходит. Но приблизительно раз в десять меньше, чем у трехполосных АС.

Характер звучания 2.5 полосной акустики предельно близок к двухполосной. Но появляется вполне адекватный бас, – его становится в два раза больше чем у двухполосной акустики (два динамика играют НЧ и только один СЧ).

В редких случаях 2.5 называют акустику с двумя твиттерами. К примеру, один из популярных деревенских производителей акустики “Дали” делает:

Блок два твиттера

Это создает некоторую путаницу в терминологии. Но обычно 2.5 называют акустику где два СЧ/НЧ динамика, и один из них фильтруется как НЧ. Так как у слушателей проблема обычно с количеством и качеством НЧ, а совсем не ВЧ.

Качественно воспроизводить высокие частоты, при помощи всего одного твиттера, научились еще в прошлом веке.

Хотя, как раз в прошлом веке было модно пихать много мелких динамиков в АС. В ущерб здравому смыслу и плюя на физические законы. Делалось это в большей степени для создания завлекательного внешнего вида и увеличения продаж.

Трехполосная акустика

На заре появления трехполосных АС (70-80 годы прошлого века) их использовали в основном для прослушивания рок и диско музыки. По методике, когда ручки ВЧ и НЧ вкручивались на полные обороты. А обычно ручки на усилителях были от +-12 до +-18дб. Что переводя с децибелов на разы, значит подъем-спад ВЧ и НЧ в 4-6 раз!

Трехполосную акустику ни кто в линейную АЧХ обычно не слушал. То есть, трехполосная акустика в основном применялась очень специфично, –  для задирания давления на краях частотного диапазона (рок-концерт, дискотека).

Когда же потребность в задирании тембров стала неактуальной, выяснилось, что при линейной АЧХ трехполосная акустика имеет весьма сомнительное качество…  С точки зрения потребителя, который хочет слушать музыку, а не бухать децибелами на низах.

Так к примеру, крупнейший производитель акустики в мире, Микролаб даже не производит трехполосных АС. Воткнуть в колонку СЧ динамик не проблема. Проблема в том, что трехполосные АС не особо востребованы, в силу их специфичного “характера” звучания. 

Классическая трехполосная акустика

Трехполосную акустику можно разделит на два условных класса. Ретро вариант сведения, когда полосы соединяют высоко по современным меркам. Типично это 700-1000 Гц  для НЧ и СЧ полос. И 5-9 кГц для СЧ и ВЧ.

Существовали даже удивительные варианты сведения. К примеру, JBL 4312, которые называются самими продаваемыми АС компании JBL.

JBL 4312

Динамик, который принимают за динамик НЧ категорически им не является. Частоты разделения кроссовера: 1500 Гц, 7000 Гц! Какая может быть НЧ на 1500 Гц? Высокий женский голос сопрано заканчивается уже на 1100Гц.

Смотрим, какие фильтры стоят на “НЧ” динамике. На НЧ динамике фильтров вообще нет!

JBL 4310 фильтры

А на головках СЧ и ВЧ стоят простейшие фильтры. Если эти конденсаторы не поставить, – то динамики СЧ и ВЧ попросту сгорят.

Говоря честно и объективно, – по смыслу это широкополосная акустика.

Да конечно:

  • НЧ “лопух” в 300 см, в основном воспроизводит НЧ.
  • А твиттер в 2 см, с подвижной системой в 0,5 грамма, воспроизводит ВЧ.

Но полосы по сути не выделяются, а головки “играют” частоты, которые они естественным образом воспроизводят. АС трехполосная, но она очень условно трехполосная.

Второй тип сведения, – типичный современный массовый “новодел”.

Для новодела характерно деление НЧ и СЧ полос на 250-350 Гц. И 2-3 кГц для СЧ и ВЧ. Это собственно и все различие.

А использование кевларовых и пластиковых диффузоров это уже следствие. Так как, на этих частотах деления полос, кевлар и пластмасса вполне прилично играют. А по ряду параметров они даже предпочтительней бумаги.

Минимальные отличия в сведении трехполосных АС приводят к значительной разнице в звучании. Трехполосная акустика сама по себе вся разная. Даже у одного производителя в одной линейке. Это у трехолосных АС такой феномен, – набор нелинейностей получается очень большим. Начинают активно влиять на “характер” звучания провода и усилители. Словосочетание, – “хорошо сведенная АС” плохо применимо к трехполосным АС. Чуть что-то поменялось и все стало по другому.   

Наглядно проиллюстрировать “новодел” может тот же JBL. Две внешне похожие модели с разницей в несколько десятилетий:

JBL L100

В современном мире их НЧ динамик сильно двинулся “в сторону сабвуферов” (сравните подвесы динамиков). И делится он стал уже на 450 Гц. Масса подвижной системы стала больше, и теперь этим динамиком до 1500 Гц играть не получается.

И получили классический новодел. С “огородами” эмалированных проводов и прочим “нелинейным мусором”. Остался только ретро-дизайн.

Играет трехполосный новодел очень чисто. Проблема только одна, – уровень фазовых искажений беспределен. Утомляемость при прослушивании на них реальной музыки дикая.

Для трехполосной акустики в обязательном порядке требуется специальные фонограммы для раскрытия их “потенциала”. Предлагается на них слушать “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Поподробнее можно почитать здесь – Фонограммы создающие ощущение качества.

Для оценки качества современного трехполосного новодела предлагаю посмотреть и послушать на ней выпуск новостей и трейлеры кинофильмов. В них есть все, и сразу. Речь и музыка и интершумы…

Большинству людей будет достаточно нескольких минут, что бы понять что получаемое звучание не имеет ни чего общего, не только с высокой реальностью, но и вообще реальностью. Уровень фазовых искажений и задержек таков, что записав звучание трехполосных АС на качественный рекордер, вы ошалеете от того, как будет звучать эта запись. Примеры таких записей – слушаем фазовые искажения.    

Все остальное, из серии, что лучше один большой НЧ динамик или три мелких не особо влияет на “характер” звучания АС. Так как качество баса от этого меняться не принципиальным образом. Количество же баса зависит всего от двух параметров. Площади излучателя и его рабочего хода.

Для небольших помещений (комната квартиры) проще набрать площадь излучателей НЧ несколькими динамиками. Так как в этом случаи колонки могут быть адекватной ширины и нужной высоты. В случаи если НЧ это один большой “лопух” форм-фактор АС автоматом получится в виде низенькой толстой тумбочки.

Но если вы живете в своем доме с площадью комнаты 40-80 кв.м. даже не пытайтесь набрать давление на низах мелкими НЧ динамиками. В этом случаи, давление тоже придется набирать несколькими динамиками. Но уже “лопухами” порядка 10-12 дюймов.   

Добавление сабвуфера

К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение. Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы).

Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит вроде очень замечательно.

После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так…  Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.

Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:      

Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы….  От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.

Так же, можно занять много свободного времени перемещая саб по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно по переключать на нем фазу. В обоих случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.        

На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке. И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.

Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-6 раза кратно ниже цены розницы).

Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации.

И если вы выбираете акустику, то в начале выберите ее тип сведения

Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой. После того как поймете, что вы хотите, – рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы. 

  • Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу

Читайте по теме:

Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

Как ставятся по звуку концертные площадки. Залы, открытие и закрытые площадки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 15 оценок, среднее 4.93 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 23
  1. Аватар
    Максим

    Скажите я правильно понимаю что если в усилитель на 4 аудио выхода включить 2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика то качество звука и сцена станут лучше?

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      То что называет “сценой” зависит только от накрутки фазы.Больше ни от чего. Наушники за 10 долларов от телефона, в плане стерео сцены, уделают любую трехполосную акустику хоть за миллион долларов. Ваш вариант – “2 широкополосных динамика и 2 низкочастотных динамика” – вы их не соедините. Возможный вариант широкополосники+саб

      1. Аватар
        Александр

        Чтобы иметь сцену, нужно не только тщательно подготовить комнату, но и иметь за колонками пространство в размере этой сцены. Конечно, в зависимости от размеров АС.
        А для проверки качества звука трехполоски попробуйте послушать Queen или Deep Purple что-нибудь из раннего несжатого формата. Если будет резать уши- значит дрянь. Если завораживает, значит эффект достигнут.
        А на попсе Вы ничего не поймёте. Для нее
        достаточно бумбокса.
        А звук в наушниках-это эрзац. Музыка звучит в голове. А должна звучать в пространстве. У меня лично голова болит одинаково от плохих АС и хороших наушников.

  2. Аватар
    Константин

    Почти месяц пытался понять, почему в в акустике 70-х и 80-х, в том числе в 3-х полосных АС выпускавшихся в СССР, СЧ отрезаны на 5000-6000 Гц, а в современном “новоделе” 2500-3000 Гц. Теперь ясно. Спасибо. Непонятно. каким образом, одинаковые по сути мониторы, где каждый динамик должен звучать на своих частотах отрезаны по-разному. Например, JBL 4312E – 2000 Гц и 5000 Гц и JBL 4319 – 650 Гц и 2200 Гц?

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      Все логично. У первой АС (JBL 4312E) стоит первый порядок на СЧ (один конденсатор 10 мкф). Формально то фильтр с 2000Гц, но по мимо этого он еще 3-4 октавы ниже играет – спад на первом порядке очень небольшой. А вторую АС режет жестко по этому и 650Гц. А распределение мощности на СЧ у них приблизительно одно и то же. Хотя формально они разделяются на кратно разных частотах.

      1. Аватар
        Константин

        Это я понял. Я неправильно сформулировал вопрос. У JBL 4219, ВЧ купол диаметром 25 мм отвечает за полосу частот 2200-5000 Гц (и выше), разве он физически способен корректно воспроизвести звук на частоте допустим 3000 Гц? И наоборот, в JBL 4312E, 300 мм “лопух” воспроизводит средние частоты вплоть до 3000 Гц. Получается разрыв шаблона какой-то, АС идентичны по размерам. весу и назначению, но у там, где у одной еще работает 300 мм динамик, у другой вся ответственность лежит на 25 мм куполе ВЧ …

        1. AudioArt.ru
          AudioArt.ru

          Вы не верно поняли.
          “там, где у одной еще работает 300 мм динамик, у другой вся ответственность лежит на 25 мм куполе ВЧ “. На 2000 Гц 300 мм динамик уже давно валит АЧХ сам по себе. А СЧ делят формально на 2000 Гц но играет он гораздо ниже. То есть, на всех головках этих двух АС сидят приблизительно одни и те же мощности, в одних и тех же полосах частот. Но в силу того что в одном случае эти полосы входят друг друга плавно – формально они делятся выше. А если делить полосы жестко – формально стыки полос будут ниже по частоте.

          1. Аватар
            Константин

            Теперь почти понял. Не ясно зачем так. JBL 4312E это “клон” JBL 4310, образца 1968 года. и порезан он также, да и значительная часть АС тех лет порезана аналогично. – полосы входят друг в друга плавно. Зачем более современные АС стали делить иначе, – жестко? Или переход к “новоделу”, который скорее ширпотреб обязывает физически?

            1. AudioArt.ru
              AudioArt.ru

              Жестко режут что бы каждый динамик играл максимально в той полосе частот для которой он предназначен. Получается кратно разборчивей. Проблема только одна -фазовые искажения. Которые очень неприятны, так как их нет в природе и человек к ним не адаптирован. У нас на сайте много инфы по поводу фазовых искажений.

  3. Аватар
    Константин

    Спасибо. У вас вообще хороший сайт.

  4. Аватар
    Олег

    У меня сабвуфер с августа, причем в том же месяце добавил второй, такой же. По состоянию на декабрь могу сказать – с сабвуфером полочные колонки однозначно звучат лучше. Да, на некоторых треках есть желание отрегулировать срез, сдвигая его то вверх, то вниз по частоте. Например, в треках, где доминируют духовые инструменты в низкой тональности (Ben Webster) хочется сдвигать верхнюю границу герц так до 100-120, чтобы чувствовалось дыхание и масштаб, так сказать. А в музыке с обилием ударных обычно сдвигаю пониже границу

  5. Аватар
    Олег

    Ну это все конечно любопытно, но что же конкретно из акустики вы советуете? Критиковать, не предлагая – этого добра на любом профильном форуме завались…

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      “что же конкретно из акустики вы советуете? Критиковать, не предлагая”
      Предлагается выбирать из существующих вариантов.

      1. Аватар
        Олег

        Ну перечислите парочку, которые считаете достойными

        1. AudioArt.ru
          AudioArt.ru

          “перечислите парочку, которые считаете достойными”

          Почему только парочку. Мы все типы перечислили. Если бы какие то из них не были достойны,- их бы не производили. Так 4-5 полосные АС не делают – так как получаемый результат ни кому не нужен.

          1. Аватар
            Олег

            Я не про типы, я про конкретные модели

          2. Аватар
            master

            но вы же не все системы слушали и знаете, есть единицы многополосных систем с эталонным воспроизведением музыки, а так да это дорого стоит свести всё вместе, поэтому на рынке если полос больше чем две то балаган

    2. Аватар
      Александр

      Умный человек вряд ли Вам скажет конкретную модель. Всё очень относительно.
      Единственно, что могу посоветовать: выбирайте самые тяжёлые из возможных вариантов. Обычно ухудшения в звуке начинаются с экономии корпусов.

  6. Аватар
    Денис

    Я сам, ещё лет 15 назад, до погружения в тему, неосознанно сделал вбор в пользу EPOS M12.2, сравнивая их со схожими по цене B&W, KEF, Dali как наиболее неутомительных и жанрово всеядных из прослушанных. Позже узнал что они имеют прямое подключение НЧ/СЧ (пластмассового кстати) и простейший фильтр на ВЧ с разделом порядка 5,5 кГц.

  7. Аватар
    master

    на счёт саба вы не доработали, саб не для далбёжки вообще, его если он отличный саб, его вообще не слышно он как дирижёр, его не видно не слышно в общем концерте, но он держит весь концерт в гармонии и без него, ещё раз, именно без хорошего саба, если ты хотя бы раз его включил в свою систему, то без него уже не возможно слушать именно музыку!!! вам нужен срочно хороший саб, чтобы в этом убедиться.

  8. Аватар
    Александр

    Хорошая акустика естественным образом
    передает звучание контрабаса, даже турецкого барабана. Единственно, для чего может понадобиться саб в такой системе-это передать низкочастотную реверберацию зала при прослушивании концертных записей.

  9. Аватар
    Олег

    С интересом почитал, есть большие проблемы с грамматикой, это раздражает

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      Если вы нашли ошибки, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий



Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу