Фонограммы создающие ощущение качества. Глава 5

Если вы выбрали путь современного Hi-Fi, вам придется полюбить творчество "Ребекки Пупкиной".

Отказ от ответственности за конечный результат не позволяет продавать аудиосистемы.  Требуется вдохновить и мотивировать потребителя на совершение покупки. Пошли самым простым путем. Стали подбирать демонстрационную музыку, воспроизведение которой создавало впечатление, что аудиосистемы качественные. И здесь возникли огромные сложности.

Как известно, для уменьшения искажений акустику делают многополосной. Сигнал каждой из полос выделяют фильтрами. Фильтры крутят фазу сигнала и дают задержки. В трехполосной акустике, которую в Hi-Fi индустрии принято считать максимально качественной, фаза прокручивается несколько раз по кругу в 360 градусов. Соответственно инструменты на разных частотах звучат в разное время и с разными фазами. Ничего нового здесь абсолютно нет. Это всегда так, – весь вопрос только в мере и количестве.

Десятилетия увлечения искажениями и графиками не прошли даром. Для того, что бы получать более низкие искажения и ровнять АЧХ в линию требуется выделять полосы все ниже, и все более жестко. Результатом является автоматическое увеличение фазовых искажений и задержек. А так как фазовые искажения не нормируются, инженеры ни в чем себя не сдерживали.

Нужно в два раза снизить искажения и сделать более ровную АЧХ? Приходите в конце месяца, – сделаем. Они на работе, и им все равно. А если мерилом работы считаются искажения и ровность АЧХ, то диффузоры динамиков лучше и проще делать из пластмассы и т.д.

Во всей “красе” проблема проявилась в современных трехполосных акустических системах. Фазовые искажения в них довели до уровня, когда музыка, которая строится на едином ритмическом рисунке во всем спектре, “рассыпается” в “кашу”. А из нескольких сотен музыкальных стилей и жанров, для демонстрации качества, оказались пригодны всего полтора направления, – академическая музыка и часть джаза.

Проблема оказалось настолько серьезной, что пришлось конструировать специальные демофонограммы, которые выдают за музыку. И звать на помощь “Ребекку Пупкину”, – мем сложившийся в аудиосообществе. Мем обозначает набор каких-то “левых”, неведомых персонажей, на фонограммах которых полагается тестировать их акустику. Подробнее о Ребекке Пупкиной здесь –  Демонстрационные фонограммы: Кто все эти люди?

Возник замкнутый круг с обратной связью:

  • 1. Так как фазовые искажения в многополосной акустике неизбежны, акустику стали тестировать на фонограммах не особо критичных к фазовым искажениям.
  • 2. Такие фонограммы выигрышней звучат на акустике с меньшими гармоническими(интермодуляционными) искажениями.
  • 3.  Для уменьшения искажений (выделяем полосы все ниже, и все более жестко), и этим автоматически увеличиваем искажения фазы.
  • 4. Для тестирования начинаем использовать фонограммы, еще менее критичные к фазовым искажениям. И здесь мы снова переходим в пункт 2.

Несколько десятилетий хождений по этому кругу привело к тому, что ситуация полностью вышла из под контроля и утратила здравый смысл. Hi-Fi маргинизировался и стал вещью в себе. Для него требуются специальные фонограммы некритичные к фазовым искажениям и “правильным” набором инструментов.

Многие продавцы, что бы себя обезопасить, сразу объявляют клиентам, что реальную музыку на продаваемой ими акустике они слушать не смогут.

Общение с аудифилами выявило удивительную феномен, – большинство из них не знает, как определить является ли музыкой данная конкретная фонограмма. Для них сообщаю простейший алгоритм, как можно узнать является конкретный трек музыкой. Любой набор звуков становится музыкой только когда он востребован людьми.

А так как люди все разные, то и музыка у всех разная. Но в любом случаи, музыку делает музыкой именно востребованность людьми, а не наличие в ней звучания контрабаса или балалайки.

Если вы выбрали путь современного Hi-Fi и Hi-end, вам придется полюбить творчество “Ребекки Пупкиной“. Или делать вид, что вы ее полюбили.

Задача очень непростая, и следует реально оценивать свои силы.

По началу будет несколько необычно. Но когда вы увидите, что абсолютно все в Hi-FI и Hi-end сообществе это делают, неловкость пройдет. И вы включитесь в процесс. А по прошествии нескольких лет соберете свой набор фонограмм “Ребекк Пупкиных” и будете хорошо разбираться в их сортах.  

Так же вы сможете занять много своего свободного времени прослушиванием разных звуков. Например, очень популярны звуки бьющегося стекла. Но к сожалению стекло-рок совершенно невостребованный жанр, и в нем ни кто не работает.

 

Продолжение: Реальная музыка непригодна для прослушивания на современных Hi-Fi системах. Глава 6

Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 11 оценок, среднее 4.91 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 8
  1. Аватар
    Сергей Глебов

    Хорошие статейки инженерного подхода :) Еще бы редактора описки поправить.

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      Уже внедрили – Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  2. Аватар
    born99

    Сам придумал, сам посмеялся – самодостаточный человек!

    1. Аватар
      Денис

      Такую чущь писать просто так, а не под заказ это надо очень постараться! Queen, Dire straits, Led zeppelin, Pink floyd и остальные легенды музыки это для Вас пупкины? О каких аудиофилах Вы говорите? Если человек выбирая акустику слушает её на неизвестных композициях, то проблемы у человека, а не у продовца! Выбирая аппаратуру, человек выдвигает к ней определенные требования, детализация, панорама, глубина, сцена и если Вы этого не слышите и не понимаете, Вас жаль, но с другой стороны, значит вам это и не надо. Сходите на концерт классической музыки, а потом послушайте его же на компьютерных колонках, если разницы незаметите, тогда я понимаю почему написали эту статью, но тогда и писать ненадо былой, может о медицине что нибудь черкнёте?

  3. Аватар
    Алексей

    Самое смешное, что ни одна фирма, производящая акустику “типа Hi-Fi”, пусть даже с историей, не сможет реально критиковать эту статью. Сам не раз выправлял звучание 3-х и 4-х полосных колонок, которые звучали ниже всякой критики при наличии хороших динамиков.

  4. Аватар
    Владимир

    Отличная статья! Оказывается, я не одинок во мнении, что аудиофилы слушают всякий шлак. Набор лязгающе-звенящих звуков без ритма и мелодии. М ещё труба, выносящая мозг с неимоверной силой. Отдельная тема – вокалисты, все как один без голоса, вроде всяких Нины Саймон и прочие.
    Но возникает вопрос: как жить дальше? Какие колонки и усилители выбирать, делать самому, тогда какие? Спасибо.

  5. Аватар
    Иван

    “Набор лязгающе-звенящих звуков без ритма и мелодии. М ещё труба, выносящая мозг с неимоверной силой. Отдельная тема – вокалисты, все как один без голоса, вроде всяких Нины Саймон и прочие.”
    Ну то, что отсутствует ритм я бы не сказал. Что такое труба – выносящая мозг? В смысле искажений? Мне труба и саксофон очень нравятся, но то, что их качественно передать сложно – это согласен. Так же сложно и голос передать. Если источник звучит хорошо, то всегда видишь реальные возможности, как данного исполнителя, так и человеческие возможности в этом плане вообще. Человеческий голос сильно вызвучен, потому понять, какой он живой даже на концертах нереально. Оценивать можно только то, что находится в непосредственной близости. Фонограмма так же оценивается в непосредственной близости. Только она далека в своей специфике от оригинала. Поэтому слушатель оценивает творчество “шамана” звукозаписи и качество звучания применяемой техники в конкретном помещении.

  6. Аватар
    Александр

    Хороший звук- это, когда закрываешь глаза и погружаешься в музыку. И неважно, классика это или рок. Главное, чтобы соответствовали настроению. Вот так у меня примерно звучит после 40 лет поиска хорошего звука. После долгих поисков собрал сам акустику. Пришлось и комнату задемпфировать. Лучше поздно, чем никогда! Сейчас специально слушаю игру на шестиструнной гитаре. Моя трёх полосная акустика прекрасно справляется. По поводу АЧХ и фазы. Система звучать не будет без точного согласования фаз и относительно ровной АЧХ.
    Аудиофилия-это утонченность восприятия звуков. При этом далеко не каждый человек с хорошим слухом является аудиофилом.
    А живым для меня является такой звук, когда ощущается присутствие исполнителя в комнате. Звук рождается перед тобой в пространстве. Это и есть высокая достоверность.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу