Аудиотехника & МузыкаAudioArt.ru     

Военная Hi-FI промышленность СССР

Электроника 50-АС-060, Электроника 100-АС-060

Предприятия ВПК в СССР обязывали делать определенный % продукции гражданского назначения.

Обычно это был массовый ширпотреб.

К примеру, завод называемый в настоящий момент “Элара”, производил магнитолы “Азамат”. Магнитолы “Азамат” были единственными магнитолами, которую он производил. Делал он их между прочим.

А головной продукцией завода были высоко-сложные электронные приборы, в основном для военных самолетов.

Магнитола Азамат 202 (80-е годы)

Но безусловным лидером в продвижении Hi-FI в массы, не по количественным, а качественным параметрам стало НПО «Торий».

НПО «Торий» г. Москва. Это было крупное предприятие ориентированное на производство приборов военного назначения. Для понимания масштаба предприятия, – его производственные площади составляли 35 тыс. м².

И вот, этот НПО «Торий» выдает в 80-х годах линейку моделей акустики:

Модели АС НПО «Торий»

Выпускались они очень ограниченным тиражом. Настолько ограниченным, что нет достоверной информация о порядке их тиражей. Это 100 шт. или 10000 шт.?

По нашей информации одна пара АС стоила 1040 руб. Что было в СССР запредельно дорого (это приблизительно 25% цены однокомнатной квартиры).

Но живых свидетелей того, что эта акустика продалась в магазинах СССР нам выявить не удалось.

Отсутствие базовой информации породило массу мифов и приданий, существующих исключительно только в сознании российских аудиофилов.

Легенда, активно распространенная в интернете звучит так. Высокопоставленный член ЦК КПСС на одной из выставок столкнулся с мега качественной акустикой Fisher 1200 Studio Standard. Вершиной качества звука, которой до этого не знал мир.

И эта акустика была настолько пупер качественной и супер высокотехнологичной, что у множества предприятий СССР пытавшихся ее клонировать не получилось сделать даже ее опытный образец.

И только НПО «Торий» справился с поставленной партией задачей. Да и то, не совсем хорошо. Согласно приданию, произведенный клон очень сильно не дотягивал до мирового эталона качества звучания, – Fisher 1200 Studio Standard.

Действительность же совершенно другая.

В России аудиофилы знают и легендизируют Fisher 1200, только по тому, что в СССР сделали именно их клон, Электроника 100-АС-060.

Ebay не знает, что такое Fisher 1200. Их знает только Avito.

Только в русской Википедии есть статья об OТТО SX-P1 – Fisher 1200. Англоязычная Википедия ничего об этих АС не знает.

Ссылки на источники в русской Википедии отсутвуют. Это просто кто то взял и написал. Это не сложно. Можно к примеру, взять и написать статью, что Otto Fisher выдающийся ямайский балалаечник середины 19 века. И вряд ли кто будет это опровергать.

Желающие могут ознакомится с полной версией легенды в художественном исполнении продавца акустики.

Но еще раз предупреждаем, это выдуманная история.

Реальная история такова. Была компания Sanyo, успехи которой в аудио технике были весьма скромные.

В сознании потребителей Sanyo не ассоциировалась с качественным звучанием.

И для аудиотехники был придуман бренд OТТО. Под которым Sanyo выпустила дорогущую модель OТТО SX-P1.

OТТО SX-P1 они же Fisher STE 1200
OТТО SX-P1
OТТО SX-P1

И в этом месте возникла проблема. По брендом OТТО на тот момент производилась значительно более бюджетная техника.

Представьте, приходите вы в магазин, а там стоит Микролаб за 500 000 руб. Возможно этот Микролаб и будет на 500 000 руб. выглядеть и играть. Но вот желания покупать Микролаб за 500 000 руб. у вас вряд ли возникнет.

Проблему попытались решить запуском нового бренда Fisher. Но безуспешно. В итоге не стало не Fisher ни OТТО и даже самой Sanyo.

Судьбу Fisher предрешил, по моему мнению, неверный маркетингово – технологический ход. Ставка была сделана на дизайнерскую гламурную внешность. И сомнительные технические инновации, которые оказались в итоге потребителям не нужны.

Приблизительно, судьба покойных телефонов VERTU… Культивируемая дороговизна, которая вошла в конфликт со здравым смыслом.

Fisher STE-1200 они же OTTO SX-P1

Видимо красивость внешнего вида Fisher STE 1200 и привела к тому, что когда на НПО «Торий» возник вопрос, – что будем клонировать? ..  выбор пал именно на них.

В СССР с красотой ширпотреба было все очень и очень плохо… В то время, даже пустая бутылка или консервная банка, нестандартной для СССР формы, вызывала восторг советской публики. Так как почти все все товары народного потребления выглядели одинаково уныло:

“Разнообразие” дизайна в СССР

Полагаю, когда конструкторы НПО «Торий» заглянули внутрь Fisher STE 1200, увиденное произвело на них шок.

Видимо все деньги ушли в красоту вешнего вида.

Фильтры Fisher 1200 Studio Standard
Фильтры Fisher 1200 Studio Standard

После “клонирования” фильтры стали явно лучше:

100-as-063 фильтры
100-as-063 фильтры, НПО «Торий»

И все остальное соотносилось приблизительно таким же образом. Деньги ушли в дизайн. А на том, что внутри экономили и особо не заморачивались.

Вот так, для примера, выглядит рама и магнитная система НЧ динамика Fisher 1200.

Fisher 1200 динамики
Fisher Studio Standard 1200, НЧ динамики

А это клон СССР, динамик НЧ ГД-01-25, они ставились во всей линейке клонов а-ля OTTO – Fisher.

Электроника 100-АС-060, динамик ГД-01-25
Для сравнения, – магнитная система и рама хорошего НЧ динамика.

Вопрос, а на сколько точно-хорошо были клонированы Fisher 1200 не особо важен.

Интереснее другое. Насколько вообще разумно было клонировать Fisher 1200.

Давайте отложим в сторону вопросы эстетики и дизайна.

И посмотрим на АС исключительно в фокусе того, – какие мы видим в АС отличительные конструкционные решения. И на сколько эти решения хороши.

OТТО SX-P1 – Fisher 1200

Первое, что привлекает внимание, – дополнительная панель НЧ динамика, выдвигающая его вперед на 4 см. Это зачем? А не зачем…

Можно конечно сказать, что таким образом увеличивается жесткость передней панели в месте  нахождения НЧ динамика. Только вот, если бы вся передняя панель была толще, это было бы несравненно лучше.

А еще лучше создать систему из множества ребер жесткости. Ребра жесткости в Fisher STE-1200 присутствуют.

Но их можно было сделать в 3 раза большем количестве. Бюджет АС этого даже не заметил бы.

100 АС-063, Fisher STE-1200 чертеж

Кроме того, решение с местным усиление панели НЧ динамика, несет в себе большой косяк.

Толщина грилей становиться около 7 см.

Повесили грили… И все ради чего все это затевалось, не просто исчезло, а приобрело вид громоздкого ящика.

OТТО SX-P1

Двигаемся дальше. Металлизация НЧ динамика хорошо ли это?

Существует хорошая фраза, – время покажет.

Время, за почти полвека, показало, – металлизация динамикам не особо нужна. Мысль о том, что металлизацию диффузоров не делают по причине дороговизны абсолютно не верна.

В прошлом веке металлизация диффузоров действительно увеличивала цену. Но в современных технологиях, в плане цены, без разницы из какого материала будет сделан диффузор. Затраты на изготовления диффузоров из любых материалов в большинстве случаев будут меньше 1% в цене готовых АС.

Если их конечно не делать в прямом смысле из золота.

Но даже титан стоит не так дорого, как многим кажется, – всего 1600 руб. за кг. А из килограмма титана можно 20-30 НЧ диффузоров нарезать.

Давайте проголосуем (можно давать несколько вариантов ответа):

Какие диффузоры НЧ динамиков вас радуют:

И если в случае НЧ динамика еще можно дискутировать по поводу, – хороши ли для звука металлические диффузоры?

Относительно СЧ динамиков такие дискуссии уже давно не ведутся.

Звучание металлических СЧ динамиков ни кому не нравится.

Но что бы не быть голословным, давайте тоже проголосуем.

Но просьба, голосовать только тем, кто имеет опыт прослушивания СЧ динамиков с диффузорами из различных материалов. А не просто насмотрелся красивых картинок. Можно давать несколько вариантов ответа.

Какие диффузоры СЧ динамиков вас радуют:

Давайте, тогда уже и за материал куполов твиттеров проголосуем.

Какие диффузоры ВЧ динамиков вас радуют:

Так что еще есть в OТТО SX-P1 (Fisher 1200) отличного от других акустических систем?

Остается купольный СЧ динамик. Встречающееся, но не особо распространенное решение.

OTTO SX-P1 СЧ динамик
Fisher 1200, OTTO SX-P1, СЧ динамик
100-АС-060, СЧ-динамик

Хорош ли купольный СЧ динамик сам по себе? Без вопроса о том, из какого материла сделан его диффузор.

В 70-80 годах прошлого века купольные СЧ динамики в трехполосных АС относительно часто встречались. Это было вполне традиционное, но не самое распространенное и массовое решение.

В настоящее время купольный СЧ динамик достаточно экзотическое и не особо востребованное решение. Характер звучания у  АС купольным СЧ динамиком несколько другой.

Купольные СЧ динамики имеют очень небольшую площадь рабочей поверхности. Как следствие они могут воспроизводить только очень узкую полосу частот. Как правило диапазон воспроизводимый купольными СЧ динамиками, это всего около двух октав. Иначе они перегружаются.

Традиционные же СЧ динамики могут воспроизводить кратно большую полосу частот. И подавляющему числу слушателей звучание традиционных СЧ динамиков нравится больше.

Купольные же СЧ динамики, если и используются сегодня, то обычно их рабочею полосу частот поднимают вверх. Делая из них скорее нижний твиттер, а не СЧ динамик.

А СЧ полосу отыгрывает либо традиционный СЧ динамик. Либо динамик СЧ/НЧ.

Посмотрим, что осталось в остатке от Fisher 1200. 

Мы с удивлением обнаруживаем, что мы приходим к условному классическому формату АС Радиотехника С-90.

Потому как мы последовательно выкинули все инновации Fisher 1200 в корзину.

Классическая трехполосная акустика

Но чего точно не хватало Радиотехнике С-90 качественных головок.

Время от времени осуществляются попытки инкарнации АС типа Fisher 1200

Но разумеется дружа со здравым смыслом. И выкидывания однозначных косяков. К примеру yamaha ns 5000, модель 2017 года.

yamaha ns 5000
yamaha ns 5000, цена в РФ около 1млн. руб.

Сразу видно, что ребята с жесткость ящика поработали. И порнография из фильтров исчезла. Были бы катушки без сердечников, вообще бы было хорошо. В бюджет в 1млн. руб., как мне кажется их можно было вполне вписать.

yamaha ns-5000 фильтры

Но цена в 1млн. руб. не нашла большого отклика у российских аудиофилов. И на сколько я владею информацией, их продавали всего пару лет. И перестали.

Выводы.

Не все что блестит золото.

Особенно это правило важно, когда ты не делаешь сам, а берешь решение у других.

Так как в этом случае, ты не понимаешь, зачем ты делаешь, то, что ты делаешь.

А название Fisher 1200 Studio Standard оказалось полным обманом. Они точно не студио. Ни какой не стандарт. И тем более не рыбак.

Всего НПО «Торий» выпустил 4-6 (как считать) вариации АС на базе Fisher 1200.

Все АС по сути были почти аналогичными. На одних и тех же динамиках. Металлические диффузоры во всех трех головках.

Видоизменялись размеры и форма ящиков АС. Незначительно менялись фильтры.

Желающие могут подробнее изучить основные вариации АС «Торий». Со схемами, АЧХ ит.п.

Так же малым тиражом (1992 -1993 г.) на комплектующих (динамиках) НПО “Торий” Минским ПО “Горизонт” выпускались 100 АС-015 Горизонт.

Горизонт 100АС-015

Об этих АС вообще мало кто знает. Так как судя по всему они были выпущены совсем единичными тиражами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 10 оценок, среднее 4.9 из 5 )
AudioArt.ru
Комментариев: 2
  1. Аватар
    Василий

    Что касается того – зачем выдвинули вперед НЧ динамик – скорее всего, всё-таки, чтобы совместить акустические центры НЧ динамика и других.
    Насчет аргумента что титан всего 1600 руб. за кг стоит – не очень корректно, т.к. может он так и стоит, но попробуй-ка его на диффузор нанести… Он ведь известен тем. что его довольно сложно обрабатывать.

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      “зачем выдвинули вперед НЧ динамик – скорее всего, всё-таки, чтобы совместить акустические центры НЧ динамика”
      Это не так – на частотах стыков НС и СЧ длина волны на порядки больше этого выноса. Это же не СЧ и ВЧ.

      И по уму НЧ надо назад двигать, на полметра и больше, тогда появляется смысл и так делают.

      “титан всего 1600 руб. за кг стоит – не очень корректно, т.к. может он так и стоит, но попробуй-ка его на диффузор нанести…”
      Это уже в листе любой толщины на выбор. Дальше его просто штампуют. Все.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу