Легендарной в советской HI-FI индустрии была акустическая система 35АС-1 (более известная как S-90). Это была первая советская АС, которая стала своеобразным символом качественной советской аудиотехники.
Создателем этой “культовой” АС был Роланд Керно, который получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken. А Telefunken бралась за решения очень сложных задач.
Йозеф Геббельс, — вице канцлер Германии, поставил задачу, сделать звук голоса Адольфа Гитлера «гипнотическим» для всего населения страны.
Фирма, которая взялась за этот госзаказ и успешно его освоила, как раз и была Telefunken. Ведь безналичные деньги совершено не пахнут.
Во время второй мировой войны Telefunken стала ведущей немецкой фирмой в деле производства средств связи, радиолокационного оборудования, других беспроводных радиоустройств. В военных лабораториях фирмы был разработан целый ряд систем наведения образцов управляемого вооружения (авиабомб и ракет). Численность персонала Telefunken во время войны составляла 40 тыс. сотрудников.
В годы оккупации Латвии, на Telefunken работает Роланд Керно. Ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы существенно отразился на мышлении молодого инженера. В последствии «Telefunken Geratewerk Riga», приобретает широко известное в СССР имя “Radiotehnika”.
В 1937 году АО «Foto-radio centrāle A. Leibovic» (в последствии «Радиотехника») было крупнейшим предприятием Риги с количеством работников 116 человек.
После завершения оккупации Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам.
В начале 60-х Роланд предлагает для использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные АС. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы.
Роланд Керно стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”.
По воспоминаниям людей работавших на “RRR Radiotehnika”, объем выпуска АС S-90 доходил до 1000 пар в ДЕНЬ!
На месте не нужного завода теперь находятся множество необходимых людям объектов. Как то, рынок, продажа стройтоваров и тд. В бытность СССР на «Радиотехнике» работало 16 000 сотрудников. Все они не вписались в рынок.
В «Радиотехнику» так же входил завод «ВЭФ». Который постиг тот же успех. ВЭФ был разделён на множество фирм, большинства из которых уже не существует. В трёх оставшихся компаниях: «VEF un Co», «VEF TELEKOM» и «VEF Radiotehnika RRR» работают порядка 150 человек. Сломали памятник ублюдку, воздвигли телефонну будку.
Акустической системы семейства S-90:
Модель | Завод производитель |
35АС-012 | Брянский завод и Рижский радиозавод имени Попова с 1975 г. |
35АС-1 (35АС-201) | Рижское ПО «Радиотехника» КБ «Орбита» с 1977 г. |
35АС-212 | Брянский завод и Рижский радиозавод имени Попова с 1980 г. |
S-90В, S-100В | Рижское ПО «Радиотехника» |
S-90D, S-100D | Рижское ПО «Радиотехника» |
S-90E | Брянский электромеханический завод |
S-90F, S-100F | Рижское ПО «Радиотехника» |
До 1975 г. в СССР не существовало бытовых акустических систем высокой мощности. И основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (порядка 100 Вт RMS).
Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.
В результате работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович.
35АС-1 «Radiotehnika»
Первая модель АС в линейке S-90.
Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000Гц и от 5 000 до 20 000Гц. Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания.
Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие, хорошо знакомые с западными АС того периода, считали, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, и уступала только ряду японских адиосистем.
Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было, — это была почти та же АС с новым названием. Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса.
Характеристики:
S-100В S-100D S-100F | S-90Е | ||||
---|---|---|---|---|---|
Диапазон , Гц | 31-20 000 | 30-20 000 | 25-25 000 | 40-25 000 | |
Неравномерность АЧХ, дБ, в диапазоне частот 100… 8000 Гц | ±4 | ||||
Чувствительность, дБ (Па/√Вт), не менее | 85 (0,338) | 89 (0,56) | 85 (0,338) | ||
Сопротивление, Ом | 4/8 | 8 | 4 | ||
Номинальная мощность, Вт | 35 | 50 | |||
Шумовая (паспортная) мощность, Вт | 90 | 70 | 90 | 100 | 90 |
Масса, кг | 30 | 27 | 23 | ||
Габариты, мм | 360х710х285 | 360х700х280 | 360х710х285 | 357x698x 273 | |
Внутренний объем АС в литрах | 45 | 42,7 | |||
Динамики | 75ГДН-1-4/8 | 75ГДН-1-8 | 75ГДН-1-8 З0 ГДС-3 | 75ГД-3-4 20ГДС-3-8 6ГДВ-7-16 | |
Сечение фазоинвертора, мм | 100х80 | 35х108 | 95х75 | ||
Настройка фазоинвертора, Гц | 25 | 25 | 31 | ||
Частоты раздела, Гц: НЧ — СЧ СЧ и ВЧ | 750±50 5000±500 |
Корпуса всех модификаций АС были выполнены в виде прямоугольного не разборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевая панель — фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с в внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.
В акустических системах использованы головоки:
- S-90: 75 ГДН-1-4/8, 20 ГДС-1-8, 6 ГДВ-6-16.
- S-90B, S-90D: 75 ГДН-1-8, 20 ГДС-1-16, 6 ГДВ-6-25.
- S-100B, S-100D: 75 ГДН-1-8, З0 ГДС-3, 6 ГДВ-6-25.
На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, а в нижней ее части —пластмассовая накладная панель с шильдиком и прямоугольным отверстием (100X80 мм), которое является выходом фазоинвертора. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются специальные пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью.
На задней стенке S-90, в нижней части, крепится колодка со специальными клеммами, служащими для подключения подводящих проводов.
Головки, входящие в состав «S-90B» и «S-100B», обрамлены двумя декоративными накладками, изготовленными из пластмассы с последующей окраской «под металл» или черного цвета. Одна накладка обрамляет головки СЧ и ВЧ, .а также верхнюю половину лицевой панели, другая – головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели АС. Головки СЧ, ВЧ и НЧ защищены металлическими сетками. Каждая из накладок закреплена с помощью шести декоративных шурупов. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головки расположены на лицевой панели вдоль вертикальной оси симметрии АС. На шильдике в верхней части лицевой панели изображена кривая АЧХ звукового давления и дано название АС. В правом верхнем углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки АС по каналам, а в нижней части – прямоугольное выходное отверстие (35X108мм) фазоинвертора, частота настройки которого 25Гц. На задней стенке АС укреплен шильдик с основными техническими характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура, а также регуляторы уровня звукового давления на средних я высоких частотах.
Головки, входящие в состав «S-90D», обрамлены каждая декоративными накладками и защищены сеткой; расположение головок аналогично расположению в «S-90». На лицевой панели, кроме того, находятся: индикаторы перегрузки головок громкоговорителей, регуляторы уровня звукового давления СЧ и ВЧ головок громкоговорителей, шильдик с названием АС. В нижней части лицевой панели имеется прямоугольное выходное отверстие (95х75 мм) фазоинвертора, частота настройки которого 31Гц. На лицевой панели установлены также пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке АС укреплены: шильдик с основными техническими характеристиками и колодка со специальными зажимами для подключения соединительного шнура.
Внутренний объем всех модификаций АС — 45дм3. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей. Маты расположены и закреплены на внутренних поверхностях стенок корпуса.
Внутри корпуса на одной плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Электрические фильтры всех модификаций АС имеют одинаковые конструкции и принципиальные электрические схемы.
Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами: между низко- и среднечастотными головками — 750±50Гц, между средне и высокочастотными головками— 5000±500 Гц.
В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-38Б, С5-35В, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, K50-I2, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.
Съемная декоративная рамка, входящая в комплект «S-90», «S-90D», обтянута трикотажным полотном, обладающим высокой акустической прозрачностью.
В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно прикрепить к основанию корпуса.
Когда оба переключателя уровня S1 и S2 находятся в положении, показанном на схеме («макс»), сигнал на среднечастотную головку ВА2 подается через выравнивающий звуковое давление резистор R3, а на высокочастотную головку ВЗ — непосредственно. При переводе переключателя SI в среднее (норм.) или второе крайнее положение «мин.» в цепь головки В2 включаются различные делители напряжения, вследствие чего среднее звуковое давление, создаваемое громкоговорителем в диапазоне частот 500Гц.. 5кГц, снижается соответственно на 3 или 6дБ При установке переключателя S2 в среднее или во второе крайнее положение включаются делители напряжения в цепь головки ВЗ. что приводит к таким же уменьшениям среднего звукового давления на частотах выше 5кГц.
Статьи по акустике:
Искажения все меньше, АЧХ все ровней. А звучание почему-то все хуже и хуже.
Действительно легендарная акустика СССР.
Доброе утро,
хочу купить колонки S90 и S100. Вы можете помочь мне?
Это вам на Авито. Можно найти за около 10000 руб. В нормально сохранившемся состоянии этих колонок почти нет. У них не только динамики, — корпуса начинают сыпаться. Ищет лучше не дешевле, а те что в лучшем состоянием хранения.
Тогда я обладатель редкости) 201 в отличном состоянии. всё заводское. ток сетки под замену. кот испортил.
Нормальная такая акустика. Качает низы прилично. У меня на даче в магазине такие висят на улице… Уже лет десять на открытом воздухе. Им хоть бы что. Дубовая техника.
А есть у кого схема на s90 lux?
Классная статья!
В статье допущена серьезная ошибка!! ИСПРАВЬТЕ!!
Годы производства АС серии 35ас_ _ _
35ас-1 с 1977 по 1979 — ПО «Radiotehnika»
35ас-201 с 1979 по 1982 — ПО «Radiotehnika»
35ас212 (S-90) с 1980 по 1983 — ПО «Radiotehnika»
35ас012 (S-90) с 1984 по 1987 — ПО «Radiotehnika» / Брянский Эл-ий Завод
S-90B c 1986 по 1990 — ПО «Radiotehnika»
S-90D с 1987 по 1990 — ПО «Radiotehnika»
S-90F с 1988 по 1992 — ПО «Radiotehnika»
S-100F с 1988 по 1989 — ПО «Radiotehnika»
И непонятная путаница с заводами.
КБ Орбита входила в ПО «Radiotehnika» и занималась разработкой аппаратуры а не производством.
Полностью с вами согласен!Ошибка очень серьезная!вводят людей в заблуждение!а многие так и думают,что в Брянске первыми начали выпускать S90,только совсем недавно встретился с таким мнением.
Интересно:)) Вообще-то КБ Орбита являлась подразделением ВНИИРПА им Попова, и Радиотехника входила именно в состав Орбиты, а не наоборот:))
Патент на 35АС-1 был получен Керно и Лисисом(Лицисом в разных источниках) в 1977-м. Как могли акустику производить раньше патента — непонятно. Даже для СССР:))
Спасибо, что не упомянули «победу» на выставке ВТО в 1976 году, это тот ещё миф:))
И вообще то, большие специалисты были в Германии это компания, которая потом стала nordmende в ФРГ, у которой всё и брали, я про разработки, известные фирмы Европы, браун, телефункен и т. д.
Во время ВоВ был прямой приказ Сталина, их технику брать и пересылать первой со всей техники, и т. д.
Алексей, спасибо за эту информацию. Однако добавлю, т.к в разное время начиная с конца 70-ых у меня было много всяких S-90 различных заводов-изготовителей, иногда по несколько пар различных моделей одновременно, и все их я лично промерял и доводил до ума. Дело в том, что 35АС-1(и эта система, 1977 года выпуска, до сих пор у меня есть… правда с некоторыми доделками) никогда и не обозначалась как S-90. Нигде, ни на корпусе этой АС, ни в её паспорте нет ни малейшего намёка на «S-90». Более того эта АС вообще имеет мало общего с остальной линейкой 35АC…/S90. Во-первых — корпуса сделаны из качественной комбинированной фанеры, а не из ДСП-трухи, как все последующие Ы-90; во-вторых — динамик 30ГД-1-25(изготовленный, кстати по ГОСТ-у 73 -го года) имеет магнитную систему, сделанную из двух компонентов — внутренний «керн», собственно магнит, сделанный из сплава ЮНДК, известного как алнико; и наружного кольца, отштампованного из SmCo(самарий-кобальт, производство которого было освоено в Германии в начале 70-ых), тогда как у всех последующих моделей 35АС-…/S-90 система НЧ-динамиков выполнена на основе магнитного кольца, сделанного из керамоферрита. И хотя керамический ферромагнит обладает большей коэрцитивной силой, нежели «алнико», тем не менее у ситемы 35АС-1 чувствительность на 3 дБ выше, нежели у той же 35АС-212, именуемой S-90 — чуть меньше 89Дб/ватт/метр против 86дБ(в среднем по больнице ) у S-90. А кроме этого все 30ГД-1-25 с МС на алнико, побывавшие у меня имели Fs в основном 25Гц, во всяком случае не выше 30Гц; в то время, как динамики различных изготовителей с МС на основе керамоферрита более поздних моделей 35АС/S90 зачастую имели резонансную я частоту выше 30 Гц, а порой и выше 40Гц, что в общем уже обуславливалось не столько магнитом, сколько подвижной системой динамика — свойствами бумаги, из которой был сделан дифузор, качеством резинового/ППУ-шного подвеса диффузора, гофрированной ЦШ, порой сделанной чуть ли не из»мешковины», и другими конструктивными изысками изготовителей, зачастую ударно работавших в конце года, или «после праздничка в четверг».
Первые 35АС-1 — это по истине шедевр советского аудиопрома; все остальные 35АС — это… в народе их называют Ы-90; и не только потому, что в русской и в английской раскладках клавиатуры PC-ка буквы «S» и «Ы» — это одна и та же клавиша.
Очень хорошо написано и от души!Я, подзабыл,некоторую информацию,давно это было,хотя у самого до сих пор доведённые до ума,распорки+проклейка+герметик и т.д (поздние из 90х) 35АС-012 S-90e Брянского Элктро.мех.завода.Хотя есть иАмфитоны 018 в гараже,были S-90B и Орбиты 016.
Целиком и полностью поддерживаю,много напутали авторы,этой статьи,но в целом неплохо и ностальгия,по молодости,как сам работал радиотелемастером и ремонтировал сие АС,часто горели 10гд35(и их клоны) из за слабых усилков типа У101(на максимуме,лезла постоянка и выгорали ВЧ)На Бригах такое не наблюдалось…Давно это было,а сейчас на горизонте пенсия….
Интересная статья, правда с грубыми ошибками, указанными в комментариях. Ну и с обзыванием ублюдком человека, вызванное зомбирующим трендом с демонстрирацией покорности и показывающем ничтожность собственного интеллекта, в независимости от идеологических предубеждений.
Сломали памятник ублюдку, воздвигли телефонную будку. — Это слова популярной песни. В яндексе наберите фразу.
— Повышай своё образованье!
ВЭФ никогда не входил в состав Радиотехника, это были два совершенно разные предприятия. Уже после развала всего шустрые люди умудрились прихватизировать в одной конторе все названия Латвийской радиопромышленности.
Добрый день. Не могу ни где найти номинал напряжений при котором срабатывали индикаторы перегрузки у радиотехника S-90B.
Хочу их настроить. Помогите пожалуйста информацией.
VEF относился к министерству связи, Radiotehnika к министерству электронной промышленности. Зачем врать, что они были вместе?
Прежде, чем причитать, что мы снесли предприятия, производившие неконкурентноспособную продукцию, необходимо видеть брёвнышко в своём глазу. Зил, Москвич, продолжать? Большинство советских производств у вас развалены, оставшиеся принадлежат иностранному капиталу. Типа Новомосковксбытхим принадлежал Проктер энд Гембл.
VEF и Radiotehnika руководили коммунисты. Как коммунистов не стало, так и заводов стало. И теперь вы идете в магазин покупать товары китайских заводов руководимых мудрой коммунистической партией.
Никому не встречались колонки 35 АС-212 с пятью динамиками, производства «Радиотехника»?