Эстрадная акустика. Как ставят звук на концертных площадках.

Люди ходят на концерты ради получения удовольствия. Продать билеты на “аудиофильский джаз” и “Ребекку Пупкину” им невозможно. Конечно существуют люди получающие странное удовольствие от прослушивания подобных суррогатов. Но их гораздо меньше чем даже процент представителей ЛГБД сообщества. А концертные мероприятия рассчитаны все же на массовую аудиторию.

Соответственно построение акустического тракта на концертных площадках сильно отличается от тех принципов, которые закладываются в основу Hi-Fi-End звучания.

Как это не покажется многим удивительным, звучание концертной акустики стремятся свести к широкополосной подаче. Выделения на стандартные принятые в Hi-Fi-End три полосы не производят.

Общность всегда одна, – все основные ноты инструментов отыгрывает один динамик(и). Обертона вешают на твиттер. Снизу добавляют сабвуфер(ы). Это все.

Ни каких трехполосных систем не бывает, не верите откройте любой большой каталог концертной проакустики (как позиция она может зачем-то существовать, но практического применения концертной в практике не имеет).

Причина в том, что выделение полос приводит к сильному искажению фазы. При сильных фазовых искажениях исчезает то, что называется, – драйв. А нет драйва, нет денег. Так как нет удовольствия, за которым приходят люди.

У залов и открытых площадках есть огромное естественное преимущество в сравнение с акустикой в квартире. Отражений звуковых волн от стен либо нет, либо они на несколько порядков менее критичны. Расстояние до слушателей обычно нескольких десятков метров, и пакет волн, который доходит до аудитории оказывается полностью сформированным.

Это позволяет не выделять полосы, а накладывать звучание различных динамиков прямо друг на друга. Частичная коррекция используется, – но нет жесткого деления на НЧ-СЧ-ВЧ полосы.

При этом сами по себе НЧ/СЧ динамики, как правило начинаются от 15 дюймов. И у них физические свойства таковы, что в СЧ/ВЧ зоне у них происходит естественный спад АЧХ. В ряде случаев их можно даже не фильтровать сверху. А если и фильтровать, то с мягкими фазовыми искажениями.

А некоторые инструменты, к примеру, электрогитара не допускают даже добавления твиттера. Электрогитара ВСЕГДА воспроизводиться на одном динамике. При этом может быть задействовано хоть 100 динамиков, диаметром под 50см. Но все они всегда широкополосные. Фаза первична. Хотя по Hi-Fi-End стандартам это полное безобразие.

Гитара не терпит ни каких дополнительных фазовых искажений.
Гитара не терпит ни каких фазовых искажений.

На записях альбомов, на студиях, гитару пишут абсолютно также. Записывая ее звучание микрофоном с аналогичного комбоусилителя показанного на картинке выше. Либо модулируют это звучание процессорами, что по смыслу одно и тоже.

А у комбика динамики всегда размерами минимум 8-10 дюймов. Обратите внимание, у комбоусилителя НИКОГДА не бывает СЧ и ВЧ динамиков.

В результате у аудиофилов и конструкторов Hi-Fi-End систем возникает проблема. Они занимаются увеличением разборчивости, выделяя звучание на полосы. Тем самым сильно искажая фазу.

А звук гитары играют широкополосным динамиком, и не выделяют на полосы, как раз по причине того, чтобы не было фазовых искажений. Так как звук гитары разложенный на полосы (с фазовыми искажениями), неприятен и даже противен на слух.

От сюда и проистекает аудифильский когнитивный диссонанс. Вся реальная музыка на этапе ее создания, воспроизведения на концертных площадках, подразумевает широкополосную подачу материала. Около 95% людей совершенно не случайно предпочитают слушать музыку именно на широкополосной акустике.

А Hi-Fi-End системы в силу устройства самой технологии (выселение полос-фазовые искажения) звучит совершенно не так как широкополосная акустика. Подробнее можно почитать здесь – слушаем фазовые искажения звука..

И соответственно возникает неизбежная потребность в замещении реальной музыки ее заменителями, в виде “аудиофильского джаза” и Ребекки Пупкиной. Так как на реальной музыке нет никакой возможности “раскрыть потенциал” трехполосных Hi-Fi-End аудиосистем. Подробнее об этой проблеме можно почитать здесь – реальная музыка непригодна для прослушивания на современных Hi-Fi системах.

 

Катушки из эмалированного провода в тракте профессиональной (эстрадной, концертной) акустики не применяют. Фильтры давно активные – нелинейный мусор в тракте ни кому не сдался. Случаются исключения, но это уже совсем бюджетные решения, для “кабаков, деревенских клубов и свадеб”. Либо когда-то давно пассивная акустика была закуплена, и пользуются тем что уже есть… не выкидывать же ее..

Для больших коммерческих площадок как правило выставляют задержки для ряда групп динамиков. Делается это с целью того, что бы самый низ звукового диапазона, который отстает по времени, воспроизводился одновременно с звучанием основного спектра инструментов.

При любых раскладах лучший звук на концерте оказывается рядом с пультом звукорежиссера, который находится в зале. Что логично, звукорежиссер сводит все звучание в ту точку, в которой он находится. Впервые эту очевидную мысль я осознал будучи на концерте John Cocker. Где стоя у пульта, обнаружил рядом с собой популярного исполнителя песен Сюткина. Который оказался именно в этой же точке явно не случайно.

Итоговую АЧХ получаемую на концертных площадках принято контролировать и корректировать по методике приводимой в статье измеряем АЧХ грамотно и осмысленно. Если получается средневзвешенный результат АЧХ плюс-минус 10Дб это колоссальный успех.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
AudioArt.ru
Комментариев: 1
  1. Маким

    Действительно разница между концертным звучанием аудиофильским джазом огромна

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу