Аудиотехника & МузыкаAudioArt.ru     

У вас провода не той системы! Почему весь Hi-Fi звучит “кто в лес кто по дрова”.

В Hi-Fi, даже незначительные изменения в тракте приводят к ощутимым изменениям звучания. Обычно эти изменения не находятся в категории “лучше”. Все звучит по-разному.

Сменил усилитель, – и звучание стало другим. Долго подбирал подходящий усилитель и наконец успокоился. Но купил новую акустику и вот опять, – теперь заново необходимо подбирать усилитель. И так бесконечно.

Только перебор различных проводов и вариантов их “звучания” может занять весь ваш досуг до конца жизни.

При этом нет прямой закономерности, – дорогущий усилитель, купленный за огромные деньги, совершенно не дает гарантий, что он будет хорошим с другими компонентами. И наоборот. Начинающие аудиофилы сильно озадачиваются эти фактом.

Предположение, что деревенские разработчики беспрерывно косячат, не совсем верно. Частично это так. Но проблема заключена в самой технологии по которой делается Hi-Fi аудиосистемы.

Возьмем типовой усилитель и посмотрим его искажения:

Схема LM1875

Можно видеть, что они совсем небольшие. Порядка 0.01 в реальном рабочем диапазоне мощности при нагрузке 8 Ом. Паять транзисторы нет необходимости. Их уже уже за вас спаяли. Усилитель вполне доступен большинству аудио любителей.

Его доставка тоже совсем недорого стоит. Напрягаться походом на почту не нужно – бросят прямо в почтовый ящик.

Но есть ограничения. Всего 20 Вт, и больше 999 шт. в одни руки не продают. Но все решаемо. За 100 ваттный усилитель придется заплатить раза в 3-4 больше. А если вам нужно их больше 999 шт. можно сразу же оформить новый, второй заказ.

К усилителю закатанному в микросхему осталось добавить блок питания. И это собственно все. Можно наслаждаться звучанием музыки с низкими искажениями.

И возникают вопрос – зачем же тогда платить $500 или $5000, если по искажениям между ними нет никакой разницы. В рамках официальной Hi-Fi доктрины ответа на этот вопрос нет. Обычно разница между разными усилителями объясняется так, – усилитель лучше по тому, что он дороже. Был бы он плохим не стоил бы он $5000. Логично, – логично.

Тем кому такой аргументации будет мало, сообщают, что передняя панель у усилителя толщиной 1 см. Но все познается в сравнении, толщина лобовой брони танка 90 см.

На самом деле разница в усилителях с разной ценовой группы конечно есть. Дело в том, что искажения усилителей измеряются на идеальной нагрузке. Резисторе с минимальной емкостной и индуктивной составляющей. Но в Hi-Fi не ищут простых путей. Можете посмотреть нелинейности катушек индуктивности ценой около $100.

Тест катушек индуктивности – германского журнала Хобби Хай-Фай

На правые графики (spulenvibrationen) можете не обращать внимания, – spulenvibrationen значит с немецкого вибрация катушки.

Это еще катушки без сердечников. Если использовать катушки с сердечниками, то откроется бездна нелинейностей, – искажения у них больше на порядок. И это не преувеличение. А катушки с сердечниками, – это именно то, что ставят в 99% продаваемых в магазинах АС. Если конечно вы не покупаете акустические системы за 1 млн. руб.

С конденсаторами тоже не все хорошо. В конденсаторе существует сопротивление (ESR), вызванное диэлектрическими потерями, потерями на сопротивлении обкладок конденсатора и потерями связанные с сопротивлением утечки, а также паразитная индуктивность (ESL) выводов и обкладок конденсатора.

Реальная схема конденсатора

В результате частотная характеристика импеданса принимает V образную форму (или U образную в зависимости от типа конденсатора).

Посмотреть замеры потерь конденсаторов можно здесь

 

С резисторами дела обстоят лучше. Паразитная индуктивность проволочных резисторов в прогрессии зависит от их размеров. Главное избегать больших по габаритам резисторов. Так 10 ваттный резистор имеет индуктивность приблизительно в 30 раз большую чем 2 ваттный. И можно поставить 5 шт. 2-ваттных параллельно. Тем самым можно избавится от индуктивности почти полностью. Но как было сказано выше, в Hi-Fi не ищут простых путей.

Практический разбор

Возьмем относительно типовую, и не особо сложную, по числу элементов, схему трехполосной акустики.

фильтры трехполосных АС

А теперь мысленно добавим к каждому элементу схемы еще два. Так как катушка это не только L но еще R и С.

Четыре динамика на схеме выглядят как четыре динамика. Но даже сильно упрощенная эквивалентная схема динамика выглядит так:

эквивалентная схема – динамическая головка

 

Теперь подключим акустический кабель. Который сразу L, R, С.

В итоге получается огромнейший “огород”, зарисовать который мне физически лень. Но число элементов, в рассматриваемом нами примере я посчитал. Общее их количество оказалось равным 117.  И почти все они изменяются от частоты.

Просчитать, или просто понять, как эти 117 нелинейных элементов взаимодействуют друг с другом не представляется возможным.

Полагаю теперь вам стала понятна причина по которой даже незначительное изменение L, R, С акустических кабелей приводит к переколбашиванию всего этого “огорода” из сотни элементов. А кабель становится одним из этих 117 элементов по середине тракта.

Создать усилитель который корректно работал бы на весь этот огород нелинейностей нельзя. В зависимости от схематехники конкретного усилителя они по разному будут отрабатывать эту нагрузку.

По этой причине почти все бренды специализируются на выпуске чего-то одного, – либо акустики, либо усилителей.  Принцип приблизительно такой. Мы вам сделали акустику, перебирайте разные усилители, может  вам что то и понравится. И на оборот. Мы вам сделали усилитель, послушайте его с разной акустикой, возможно  что-то вам подойдет.

Рассматриваемый выше усилитель за 13 руб. очень приличного качества. Но он будет хорош только в случае, если в нагрузке у него будет стоять один чистый динамик без пассивных фильтров. Или эти фильтры будут предельно простыми.

И на одном чистом динамике перестают быть “слышны” разные акустические провода. Разумеется если они адекватного сечения, и не идет сравнение провода сечением с волос, с проводом в 2.5 квадрата.

Чем больше в тракт вносятся пассивных элементов, тем большая разница возникает от использования различных усилителей-проводов-конденсаторов и т.д. Понимайте, что это такая специфическая особенность Hi-Fi.

Корреляция приблизительно такая, – чем сложнее пассивные фильтры АС, тем более дорогой усилитель вам потребуется. И тем больше вариантов звучания при использовании различных моделей усилителей и проводов вы будете получать.

Существуют большое количество брендов и моделей АС, которые категорически не “звучат” с усилителями ниже ценовой группы от 100 000 руб. Учитывайте это когда будете слушать и выбирать акустику в салоне. Большие “огороды” пассивных фильтров это не только бесконечно разное звучание с разными компонентами, но и еще серьезные дополнительные затраты.

Осталось осветить вопрос ценообразования усилителей. Почему одни стоят дорого, а другие дешево.

Бюджеты усилителей ранжированные по объему затрат:

  • Основную стоимость усилителя задает блок питания. Именно он на самом деле и “играет”. В нем находится цена качества. Требуются нормально реализованные шины (короткие, большого сечения). Запас по мощности трансформатора и емкостей и т. д.
  • Корпус усилителя. Красивый корпус, хорошо отводящий тепло стоит дорого. Часто корпус бывает даже основной затратной статьей стоимости усилителя.
  • Сами полупроводники. Как это не покажется странным, людям далеким от темы, – они находятся в самом конце списка затрат.

В этом и заключался подлог, когда я расписывал усилитель за 13 руб. Да он стоит 13 руб. Но к нему требуется блок питания, который и есть основная статья затрат.

Далее корпус. Они бывают подешевле, подороже. Поменьше – побольше. Но они все стоят дорого:

Можно конечно привинтить микросхему к старой, и не нужной алюминиевой кастрюле. Одновременно сразу решив вопрос отвода тепла и корпуса. Но это не есть путь настоящего бескомпромиссного Hi-End.

В порядке затрат на питание и корпус, уже совершено не важно, стоят ли ваши полупроводники 13 руб. или 500 руб. А коли оно так, – можно выбирать абсолютно любой его класс. Ни в чем себя не ограничивая.

Платы – Усилитель Джона Линсли-Худа 1969 (John Linsley-Hood). Чистый класс А

 

Почитать подробнее о бюджетных усилителях можно здесь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 7 оценок, среднее 4.71 из 5 )
AudioArt.ru
Комментариев: 1
  1. Аватар
    Андрей

    очень полезно, доходчиво и просто! спасибо

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу