В Hi-Fi, даже незначительные изменения в тракте приводят к ощутимым изменениям звучания. Обычно эти изменения не находятся в категории «лучше». Все звучит по-разному.
Сменил усилитель, — и звучание стало другим. Долго подбирал подходящий усилитель и наконец успокоился. Но купил новую акустику и вот опять, — теперь заново необходимо подбирать усилитель. И так бесконечно.
Только перебор различных проводов и вариантов их «звучания» может занять весь ваш досуг до конца жизни.
При этом нет прямой закономерности, — дорогущий усилитель, купленный за огромные деньги, совершенно не дает гарантий, что он будет хорошим с другими компонентами. И наоборот. Начинающие аудиофилы сильно озадачиваются эти фактом.
Предположение, что деревенские разработчики беспрерывно косячат, не совсем верно. Частично это так. Но проблема заключена в самой технологии по которой делается Hi-Fi аудиосистемы.
Возьмем типовой усилитель и посмотрим его искажения:
Можно видеть, что они совсем небольшие. Порядка 0.01 в реальном рабочем диапазоне мощности при нагрузке 8 Ом. Паять транзисторы нет необходимости. Их уже уже за вас спаяли. Усилитель вполне доступен большинству аудио любителей.
Его доставка тоже совсем недорого стоит. Напрягаться походом на почту не нужно — бросят прямо в почтовый ящик.
Но есть ограничения. Всего 20 Вт, и больше 999 шт. в одни руки не продают. Но все решаемо. За 100 ваттный усилитель придется заплатить раза в 3-4 больше. А если вам нужно их больше 999 шт. можно сразу же оформить новый, второй заказ.
К усилителю закатанному в микросхему осталось добавить блок питания. И это собственно все. Можно наслаждаться звучанием музыки с низкими искажениями.
И возникают вопрос — зачем же тогда платить $500 или $5000, если по искажениям между ними нет никакой разницы. В рамках официальной Hi-Fi доктрины ответа на этот вопрос нет. Обычно разница между разными усилителями объясняется так, — усилитель лучше по тому, что он дороже. Был бы он плохим не стоил бы он $5000. Логично, — логично.
Тем кому такой аргументации будет мало, сообщают, что передняя панель у усилителя толщиной 1 см. Но все познается в сравнении, толщина лобовой брони танка 90 см.
На самом деле разница в усилителях с разной ценовой группы конечно есть. Дело в том, что искажения усилителей измеряются на идеальной нагрузке. Резисторе с минимальной емкостной и индуктивной составляющей. Но в Hi-Fi не ищут простых путей. Можете посмотреть нелинейности катушек индуктивности ценой около $100.
На правые графики (spulenvibrationen) можете не обращать внимания, — spulenvibrationen значит с немецкого вибрация катушки.
Это еще катушки с претензий на супер высокое качество. Если использовать катушки с очень тонким сечением провода (в том числе на сердечниках), то откроется бездна нелинейностей.
Подобные катушки с сердечниками, — это именно то, что в 99% продают в магазинах АС. Если конечно вы не покупаете акустические системы за 1 млн. руб.
С конденсаторами тоже не все хорошо. В конденсаторе существует сопротивление (ESR), вызванное диэлектрическими потерями, потерями на сопротивлении обкладок конденсатора и потерями связанные с сопротивлением утечки, а также паразитная индуктивность (ESL) выводов и обкладок конденсатора.
В результате частотная характеристика импеданса принимает V образную форму (или U образную в зависимости от типа конденсатора).
Посмотреть замеры потерь конденсаторов можно здесь
С резисторами дела обстоят лучше. Паразитная индуктивность проволочных резисторов в прогрессии зависит от их размеров. Главное избегать больших по габаритам резисторов. Так 10 ваттный резистор имеет индуктивность приблизительно в 30 раз большую чем 2 ваттный. И можно поставить 5 шт. 2-ваттных параллельно. Тем самым можно избавится от индуктивности почти полностью. Но как было сказано выше, в Hi-Fi не ищут простых путей.
Практический разбор
Возьмем относительно типовую, и не особо сложную, по числу элементов, схему трехполосной акустики.
А теперь мысленно добавим к каждому элементу схемы еще два. Так как катушка это не только L но еще R и С.
Четыре динамика на схеме выглядят как четыре динамика. Но даже сильно упрощенная эквивалентная схема динамика выглядит так:
Теперь подключим акустический кабель. Который сразу L, R, С.
В итоге получается огромнейший «огород», зарисовать который мне физически лень. Но число элементов, в рассматриваемом нами примере я посчитал. Общее их количество оказалось равным 117. И почти все они изменяются от частоты.
Просчитать, или просто понять, как эти 117 нелинейных элементов взаимодействуют друг с другом не представляется возможным.
Полагаю теперь вам стала понятна причина по которой даже незначительное изменение L, R, С акустических кабелей приводит к переколбашиванию всего этого «огорода» из сотни элементов. А кабель становится одним из этих 117 элементов по середине тракта.
Создать усилитель который корректно работал бы на весь этот огород нелинейностей нельзя. В зависимости от схематехники конкретного усилителя они по разному будут отрабатывать эту нагрузку.
По этой причине почти все бренды специализируются на выпуске чего-то одного, — либо акустики, либо усилителей. Принцип приблизительно такой. Мы вам сделали акустику, перебирайте разные усилители, может вам что то и понравится. И на оборот. Мы вам сделали усилитель, послушайте его с разной акустикой, возможно что-то вам подойдет.
Рассматриваемый выше усилитель за 13 руб. очень приличного качества. Но он будет хорош только в случае, если в нагрузке у него будет стоять один чистый динамик без пассивных фильтров. Или эти фильтры будут предельно простыми.
И на одном чистом динамике перестают быть «слышны» разные акустические провода. Разумеется если они адекватного сечения, и не идет сравнение провода сечением с волос, с проводом в 2.5 квадрата.
Чем больше в тракт вносятся пассивных элементов, тем большая разница возникает от использования различных усилителей-проводов-конденсаторов и т.д. Понимайте, что это такая специфическая особенность Hi-Fi.
Корреляция приблизительно такая, — чем сложнее пассивные фильтры АС, тем более дорогой усилитель вам потребуется. И тем больше вариантов звучания при использовании различных моделей усилителей и проводов вы будете получать.
Существуют большое количество брендов и моделей АС, которые категорически не «звучат» с усилителями ниже ценовой группы от 100 000 руб. Учитывайте это когда будете слушать и выбирать акустику в салоне. Большие «огороды» пассивных фильтров это не только бесконечно разное звучание с разными компонентами, но и еще серьезные дополнительные затраты.
Осталось осветить вопрос ценообразования усилителей. Почему одни стоят дорого, а другие дешево.
Бюджеты усилителей ранжированные по объему затрат:
- Основную стоимость усилителя задает блок питания. Именно он на самом деле и «играет». В нем находится цена качества. Требуются нормально реализованные шины (короткие, большого сечения). Запас по мощности трансформатора и емкостей и т. д.
- Корпус усилителя. Красивый корпус, хорошо отводящий тепло стоит дорого. Часто корпус бывает даже основной затратной статьей стоимости усилителя.
- Сами полупроводники. Как это не покажется странным, людям далеким от темы, — они находятся в самом конце списка затрат.
В этом и заключался подлог, когда я расписывал усилитель за 13 руб. Да он стоит 13 руб. Но к нему требуется блок питания, который и есть основная статья затрат.
Далее корпус. Они бывают подешевле, подороже. Поменьше — побольше. Но они все стоят дорого:
Можно конечно привинтить микросхему к старой, и не нужной алюминиевой кастрюле. Одновременно сразу решив вопрос отвода тепла и корпуса. Но это не есть путь настоящего бескомпромиссного Hi-End.
В порядке затрат на питание и корпус, уже совершено не важно, стоят ли ваши полупроводники 13 руб. или 500 руб. А коли оно так, — можно выбирать абсолютно любой его класс. Ни в чем себя не ограничивая.
Почитать подробнее о бюджетных усилителях можно здесь.
очень полезно, доходчиво и просто! спасибо
Да, в общем- то совсем не просто. Что верно, то верно: правильный звук получить очень сложно. Перебирать усилители, провода и ЦАПы можно до бесконечности и при этом не получить желаемого звука. Но получить серьезную
Дыру в бюджете. В итоге я пришел к единственно правильному выводу: АС нужно настраивать с уже имеющимися усилком, проводами и ЦАПом. И тогда, при наличии определенного опыта и знаний можно получить шикарный результат при относительно небольших затратах.
Да, к числу неопределенностей нужно обязательно добавить количество демпфирующего материала. Ещё как влияет. Каждый см3…
Купил неделю назад ЭСТОНИЯ 009 (весь комплект — активная акустика, предусилитель и Вертушка), вертак и колонки были неисправные… Отремонтировал…
Поставил винил и… Просто великолепный звук (чистейшый, прозрачный) я просто обалдел. Ранее перебрал кучу усилков и разных колонок, а тут просто какой то шикардос (купил комплект за 9000 на авито, в ремонт ушло около 3000 — динамики, конденсаторы, полупроводники, решотки на грили, провода, разъёмы…)
Короче я балдею, как звычат эти колонки (со своими родными динамиками, которые на первый взгляд и по своим харак-кам вообще не Hi-Fi)
Вот корпуса от старости и условий хранения требуют ремонта.
Да, всё хорошо, только автор опустил одну важную деталь, на сколько это всё влияет… Ну т.е. он её озвучил, но как-то вскользь))) А вывод в том, что все эти супер расчёты дают +/- 0.01 к искаженям, и на слух это нереально услышать, только аппаратурой. А прыгания с кабелями это разводилово для новичков и «подсевших». Т.к. аудиофилы по сути наркоманы, которым нужно что-то сравнивать, улучшать и т.д. А сколько времени обычный человек слушает музыки сидя в кресле, не отвлекаясь ни на что более? Кажется даже упоротый меломан-аудиофил не в состоянии высидеть каждый день по концерту))) Итог, любое отклонение от настроенной колонки = искажение звука = аудиофилия болезнь психическая…
«все эти супер расчёты дают +/- 0.01 к искаженям, и на слух это нереально услышать»
Ну, ну. Зайдите в любой салон и найдите хоть одну пару близко-похоже звучащих АС. С разными усилителями количество вариантов еще увеличивается. А искажения, те которые меряют, действительно почти у всех мизерные. Искажения типа гармоник вообще ни как не влияют — у нас даже статья по этому поводу есть — .
Вопрос по проводам. Кто-нибудь использовал для подключения акустики толстый 4-16кв.мм. одножильный алюминиевый электрический провод? Как это сказывается на работе акустики, если заменить им медный, увеличив сечение для снижения сопротивления?
Плохо будет. ВЧ сильно загасятся — жилы нужны. много.
Если хороший усилитель продать дешево — он сразу станет плохим. Такая вот «магия хаенда»… Индуктивность проволочного резюка 10W — 0.8-1 мкГн. Емкость акустического кабеля порядка 50-100 пФ/м Можно посчитать, что она даст на звуковых частотах. Основная нелинейность АС — излучатели. Особенно на НЧ. Там могут быть легко и 10%. Так что не надо добавлять доли микрогенри к конденсаторам и пикофарады к катушкам в эквивалентной схеме, когда параллельно/последовательно им стоят десятки микрофарад и катушки в несколько миллигенри
Вот с усилителем сложнее — ряд параметров системы усилитель/АС действительно зависит от АС-нагрузки — ее реактивной составляющей, которая у разных АС может отличаться очень сильно.
Все так. Да величины малые. Но количество этих нелиненостей исчисляется сотнями.