У вас провода не той системы! Почему весь Hi-Fi звучит “кто в лес кто по дрова”.

В Hi-Fi, даже незначительные изменения в тракте приводят к ощутимым изменениям звучания. Обычно эти изменения не находятся в категории “лучше”. Все звучит по-разному.

Сменил усилитель, – и звучание стало другим. Долго подбирал подходящий усилитель и наконец успокоился. Но купил новую акустику и вот опять, – теперь заново необходимо подбирать усилитель. И так бесконечно.

Только перебор различных проводов и вариантов их “звучания” может занять весь ваш досуг до конца жизни.

При этом нет прямой закономерности, – дорогущий усилитель, купленный за огромные деньги, совершенно не дает гарантий, что он будет хорошим с другими компонентами. И наоборот. Начинающие аудиофилы сильно озадачиваются эти фактом.

Предположение, что деревенские разработчики беспрерывно косячат, не совсем верно. Частично это так. Но проблема заключена в самой технологии по которой делается Hi-Fi аудиосистемы.

Возьмем типовой усилитель и посмотрим его искажения:

Схема LM1875

Можно видеть, что они совсем небольшие. Порядка 0.01 в реальном рабочем диапазоне мощности при нагрузке 8 Ом. Паять транзисторы нет необходимости. Их уже уже за вас спаяли. Усилитель вполне доступен большинству аудио любителей.

Его доставка тоже совсем недорого стоит. Напрягаться походом на почту не нужно – бросят прямо в почтовый ящик.

Но есть ограничения. Всего 20 Вт, и больше 999 шт. в одни руки не продают. Но все решаемо. За 100 ваттный усилитель придется заплатить раза в 3-4 больше. А если вам нужно их больше 999 шт. можно сразу же оформить новый, второй заказ.

К усилителю закатанному в микросхему осталось добавить блок питания. И это собственно все. Можно наслаждаться звучанием музыки с низкими искажениями.

И возникают вопрос – зачем же тогда платить $500 или $5000, если по искажениям между ними нет никакой разницы. В рамках официальной Hi-Fi доктрины ответа на этот вопрос нет. Обычно разница между разными усилителями объясняется так, – усилитель лучше по тому, что он дороже. Был бы он плохим не стоил бы он $5000. Логично, – логично.

Тем кому такой аргументации будет мало, сообщают, что передняя панель у усилителя толщиной 1 см. Но все познается в сравнении, толщина лобовой брони танка 90 см.

На самом деле разница в усилителях с разной ценовой группы конечно есть. Дело в том, что искажения усилителей измеряются на идеальной нагрузке. Резисторе с минимальной емкостной и индуктивной составляющей. Но в Hi-Fi не ищут простых путей. Можете посмотреть нелинейности катушек индуктивности ценой около $100.

Тест катушек индуктивности – германского журнала Хобби Хай-Фай

На правые графики (spulenvibrationen) можете не обращать внимания, – spulenvibrationen значит с немецкого вибрация катушки.

Это еще катушки без сердечников. Если использовать катушки с сердечниками, то откроется бездна нелинейностей, – искажения у них больше на порядок. И это не преувеличение. А катушки с сердечниками, – это именно то, что ставят в 99% продаваемых в магазинах АС. Если конечно вы не покупаете акустические системы за 1 млн. руб.

С конденсаторами тоже не все хорошо. В конденсаторе существует сопротивление (ESR), вызванное диэлектрическими потерями, потерями на сопротивлении обкладок конденсатора и потерями связанные с сопротивлением утечки, а также паразитная индуктивность (ESL) выводов и обкладок конденсатора.

Реальная схема конденсатора

В результате частотная характеристика импеданса принимает V образную форму (или U образную в зависимости от типа конденсатора).

Посмотреть замеры потерь конденсаторов можно здесь

 

С резисторами дела обстоят лучше. Паразитная индуктивность проволочных резисторов в прогрессии зависит от их размеров. Главное избегать больших по габаритам резисторов. Так 10 ваттный резистор имеет индуктивность приблизительно в 30 раз большую чем 2 ваттный. И можно поставить 5 шт. 2-ваттных параллельно. Тем самым можно избавится от индуктивности почти полностью. Но как было сказано выше, в Hi-Fi не ищут простых путей.

Практический разбор

Возьмем относительно типовую, и не особо сложную, по числу элементов, схему трехполосной акустики.

фильтры трехполосных АС

А теперь мысленно добавим к каждому элементу схемы еще два. Так как катушка это не только L но еще R и С.

Четыре динамика на схеме выглядят как четыре динамика. Но даже сильно упрощенная эквивалентная схема динамика выглядит так:

эквивалентная схема – динамическая головка

 

Теперь подключим акустический кабель. Который сразу L, R, С.

В итоге получается огромнейший “огород”, зарисовать который мне физически лень. Но число элементов, в рассматриваемом нами примере я посчитал. Общее их количество оказалось равным 117.  И почти все они изменяются от частоты.

Просчитать, или просто понять, как эти 117 нелинейных элементов взаимодействуют друг с другом не представляется возможным.

Полагаю теперь вам стала понятна причина по которой даже незначительное изменение L, R, С акустических кабелей приводит к переколбашиванию всего этого “огорода” из сотни элементов. А кабель становится одним из этих 117 элементов по середине тракта.

Создать усилитель который корректно работал бы на весь этот огород нелинейностей нельзя. В зависимости от схематехники конкретного усилителя они по разному будут отрабатывать эту нагрузку.

По этой причине почти все бренды специализируются на выпуске чего-то одного, – либо акустики, либо усилителей.  Принцип приблизительно такой. Мы вам сделали акустику, перебирайте разные усилители, может  вам что то и понравится. И на оборот. Мы вам сделали усилитель, послушайте его с разной акустикой, возможно  что-то вам подойдет.

Рассматриваемый выше усилитель за 13 руб. очень приличного качества. Но он будет хорош только в случае, если в нагрузке у него будет стоять один чистый динамик без пассивных фильтров. Или эти фильтры будут предельно простыми.

И на одном чистом динамике перестают быть “слышны” разные акустические провода. Разумеется если они адекватного сечения, и не идет сравнение провода сечением с волос, с проводом в 2.5 квадрата.

Чем больше в тракт вносятся пассивных элементов, тем большая разница возникает от использования различных усилителей-проводов-конденсаторов и т.д. Понимайте, что это такая специфическая особенность Hi-Fi.

Корреляция приблизительно такая, – чем сложнее пассивные фильтры АС, тем более дорогой усилитель вам потребуется. И тем больше вариантов звучания при использовании различных моделей усилителей и проводов вы будете получать.

Существуют большое количество брендов и моделей АС, которые категорически не “звучат” с усилителями ниже ценовой группы от 100 000 руб. Учитывайте это когда будете слушать и выбирать акустику в салоне. Большие “огороды” пассивных фильтров это не только бесконечно разное звучание с разными компонентами, но и еще серьезные дополнительные затраты.

Осталось осветить вопрос ценообразования усилителей. Почему одни стоят дорого, а другие дешево.

Бюджеты усилителей ранжированные по объему затрат:

  • Основную стоимость усилителя задает блок питания. Именно он на самом деле и “играет”. В нем находится цена качества. Требуются нормально реализованные шины (короткие, большого сечения). Запас по мощности трансформатора и емкостей и т. д.
  • Корпус усилителя. Красивый корпус, хорошо отводящий тепло стоит дорого. Часто корпус бывает даже основной затратной статьей стоимости усилителя.
  • Сами полупроводники. Как это не покажется странным, людям далеким от темы, – они находятся в самом конце списка затрат.

В этом и заключался подлог, когда я расписывал усилитель за 13 руб. Да он стоит 13 руб. Но к нему требуется блок питания, который и есть основная статья затрат.

Далее корпус. Они бывают подешевле, подороже. Поменьше – побольше. Но они все стоят дорого:

Можно конечно привинтить микросхему к старой, и не нужной алюминиевой кастрюле. Одновременно сразу решив вопрос отвода тепла и корпуса. Но это не есть путь настоящего бескомпромиссного Hi-End.

В порядке затрат на питание и корпус, уже совершено не важно, стоят ли ваши полупроводники 13 руб. или 500 руб. А коли оно так, – можно выбирать абсолютно любой его класс. Ни в чем себя не ограничивая.

Платы – Усилитель Джона Линсли-Худа 1969 (John Linsley-Hood). Чистый класс А

 

Почитать подробнее о бюджетных усилителях можно здесь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 11 оценок, среднее 4.82 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 4
  1. Аватар
    Андрей

    очень полезно, доходчиво и просто! спасибо

  2. Аватар
    Александр

    Да, в общем- то совсем не просто. Что верно, то верно: правильный звук получить очень сложно. Перебирать усилители, провода и ЦАПы можно до бесконечности и при этом не получить желаемого звука. Но получить серьезную
    Дыру в бюджете. В итоге я пришел к единственно правильному выводу: АС нужно настраивать с уже имеющимися усилком, проводами и ЦАПом. И тогда, при наличии определенного опыта и знаний можно получить шикарный результат при относительно небольших затратах.
    Да, к числу неопределенностей нужно обязательно добавить количество демпфирующего материала. Ещё как влияет. Каждый см3…

  3. Аватар
    Сеня

    Да, всё хорошо, только автор опустил одну важную деталь, на сколько это всё влияет… Ну т.е. он её озвучил, но как-то вскользь))) А вывод в том, что все эти супер расчёты дают +/- 0.01 к искаженям, и на слух это нереально услышать, только аппаратурой. А прыгания с кабелями это разводилово для новичков и “подсевших”. Т.к. аудиофилы по сути наркоманы, которым нужно что-то сравнивать, улучшать и т.д. А сколько времени обычный человек слушает музыки сидя в кресле, не отвлекаясь ни на что более? Кажется даже упоротый меломан-аудиофил не в состоянии высидеть каждый день по концерту))) Итог, любое отклонение от настроенной колонки = искажение звука = аудиофилия болезнь психическая…

    1. AudioArt.ru
      AudioArt.ru

      “все эти супер расчёты дают +/- 0.01 к искаженям, и на слух это нереально услышать”

      Ну, ну. Зайдите в любой салон и найдите хоть одну пару близко-похоже звучащих АС. С разными усилителями количество вариантов еще увеличивается. А искажения, те которые меряют, действительно почти у всех мизерные. Искажения типа гармоник вообще ни как не влияют – у нас даже статья по этому поводу есть – .

Добавить комментарий



Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу