Производство грампластинок в России было создано 110 лет назад. В 1910 г. в селе Апрелевка открылась фабрика прессовки граммофонных пластинок. Позднее она получила название Апрелевский завод грампластинок.
В России, первой серийной грампластинкой (весь цикл производства) стала запись песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора (Апрелевский завод, «Метрополь рекордъ», 1911). Не сохранилось ни одного экземпляра этой пластинки.
По всей видимости это был хит того времени. С которым вы можете ознакомится в исполнении:
Первая же в мире серийная грампластинка, была выпущена в США. В 1897. Тираж составил 400 экземпляров . Для ориентира временной эпохи, это историческое событие произошло через 32 года после отмены рабства в Америке.
На первой в мире серийной пластинке была записана инструментальная пьеса «A Bunch Of Rags», исполненная на банджо В.Л.Оссманом, в сопровождении оркестра.
Исторический экскурс
Старейшая известная звукозапись в мире была сделана в 1860 году. Ее произвел французский изобретатель Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем. Свое устройство они называли — «Фоноавтограф». Протяжённость фонограммы была 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. «Фоноавтограф» процарапывал звуковые дорожки на закопчённом листе бумаги.
В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины.
Для проигрывания использовалась бамбуковая игла. Фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
Первая граммофонная пластинка была изобретена в США. Идею записи звука на носитель воплотил в жизнь американский изобретатель Эмиль Берлинер.
«Жизнь» первых пластинок была недолгой — звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку.
Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.
В конце 1920-х годов произошла первая революция в мире грамзаписи, когда вместо способа записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом — запись через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.
В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).
Вернемся в Россию 1910 г. Когда в селе Апрелевка открылась фабрика прессовки граммофонных пластинок.
Завод построили два немецких предпринимателя (финансист и специалист по звуку). В первый год было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под марками Metropol и Record.
Граммофонные пластинки оказались весьма массовым товаром. Они резво разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам империи в считанные недели. Их стали крутить на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах.
Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши. Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Затем диаметр постепенно увеличивался и даже достигал полуметра. Но столь внушительные габариты вели к увеличению размеров граммофона.
После революции был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках была изображена ласточка, она стала эмблемой Апрелевского завода.
Расцвет предприятия пришелся на советское время. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел и Апрелевский завод. В эпоху «Мелодии» на нем выпускалось до 60% всех производившихся в стране грампластинок.
К концу существования СССР «Мелодия», занимала 6-е место среди всех тон-студий мира.
На момент кончины «Мелодии» исполнилось 55 лет. Записи «Мелодии» экспортировались в 90 стран мира. Советские технологии звукозаписи, а также оборудование, включая микрофоны, ничем не уступали западным образцам того времени.
Руководство студии занимало здание в Москве на Тверском бульваре, 24, а заводы были разбросаны по всей стране: Московской области, Ленинграде, Риге, Таллине, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате и Баку.
Рекордсменами в тиражах за все время считается ВИА «Веселые ребята». Он был создан в 1966 году в Москве пианистом и композитором Павлом Слободкиным. Первый же миньон, выпущенный фирмой «Мелодия» в июле 1970 года вышел рекордным тиражом— 15 795 000 экземпляров.
«Веселые ребята», на мой взгляд, стал самым деятельным ВИА советского периода, давшим стране больше всего песен, и выпустившим в свет больше всего известных вокалистов — Пугачева, Буйнов, Глызин, Барыкин.
В 2006 году, в связи с 40-летием творческой деятельности, ансамбль награждается высшей наградой фирмы «Мелодия» — «Платиновым диском № 1» и становится обладателем абсолютного национального рекорда по проданным пластинкам – 179 млн. 850 тыс. экземпляров.
Для сравнения порядка тиражей. Список самых продаваемых в мире альбомов за все время:
Майкл Джексон | Thriller включён в 1984 году в «Книгу рекордов Гиннесса». | 1982 | Поп / R&B / Рок, Постдиско | 66 млн[1] — 110 млн[2] |
Pink Floyd | The Dark Side of the Moon | 1973 | Прогрессивный рок | 50 млн[4] |
AC/DC | Back in Black | 1980 | Хард-рок/хэви-метал | 49 млн[5] |
Уитни Хьюстон / Различные исполнители | The Bodyguard | 1992 | Саундтрек | 44 млн[6] |
Meat Loaf | Bat Out of Hell | 1977 | Рок | 43 млн[7] |
Eagles | Their Greatest Hits (1971–1975) | 1976 | Рок | 42 млн[8] |
Различные исполнители | Dirty Dancing | 1987 | Танцевальная / Поп | 42 млн[9] |
Эндрю Ллойд Уэббер | Призрак Оперы | 1986 | Мюзикл | 40 млн[10] |
Backstreet Boys | Millennium | 1999 | Поп | 40 млн[11][12] |
Bee Gees / Различные исполнители | Saturday Night Fever | 1977 | Диско | 40 млн[13] |
Fleetwood Mac | Rumours | 1977 | Рок | 40 млн[14] |
У «Мелодии» была награда — Почётный приз Всесоюзной фирмы грампластинок «Золотой диск».
«Золотой диск» был учреждён Минкультом СССР в 1981 г. Ее первым лауреатом стал Центральный музей В. И. Ленина за серию изданий «Лениниана в грамзаписи».
Конверты пластинок часто оформлялись без затей: абстрактными или геометрическими узорами, фотографиями пейзажей. На таких пластинках основная информация размещалась на оборотной стороне.
Однако бывали и шедевральные выпуски с авторскими разработками, психоделическими коллажами, профессиональными фотопортретами.
Особым особняком был был художник-дизайнер «Мелодии» Юрий Балашов.
Если вы в 80-х годах покупали пластинки модной музыки, то дизайн около половины обложек из них делал именно он.
У Юрия Балашова не было художественного образования. Он как художник и дизайнер, сделал себя сам.
Первую обложку для фирмы «Мелодия» нарисовал в 1980 году (двойной альбом Софии Ротару).
За которую получил 120 рублей и первую премию всесоюзном конкурсе.
Заимствование изобразительных решений со всего мира было поставлено на поток. В этом отчасти помогал «железный занавес». В СССР люди мало знакомы с мировыми трендами. И клонировать можно было почти что угодно.
«С современной музыкой так не получалось. Ну не у Hipgnosis или Уорхола тырить же? Такое ни один худсовет не пропустил бы. С этим вопросом на фирме «Мелодия» было строго. «В худсовете сидели разные люди», — вспоминает Юрий Балашов. Могли запросто зарубить оформление. Однажды, когда забраковали мою обложку, я взбунтовался и пошел прямо в кабинет к генеральному директору В. Сухорадо. Тот бывал на рабочем месте нечасто, но тогда мне повезло — он внимательно посмотрел макет и сказал, что ему нравится. И вообще добавил: не ходи на эти худсоветы, неси все сразу сюда». Ветер свободв стал проникать во все щели.
В 1988 году ушел работать в компанию SNC к Стасу Намину, где очень скоро стал арт-директором. «Работы было много, — рассказывает Балашов, — заниматься приходилось тем же самым, только вместо Ротару я оформлял музыку действительно симпатичных мне исполнителей: “Ночной проспект”, “Бригада С”, “Мегаполис”, “Центр”.
В том же 1988 году познакомился с великим американским музыкантом и композитором Фрэнком Заппой (тот приехал в Москву по приглашению Стаса Намина). «Заппа долго бродил по моей мастерской, — Юрий с удовольствием вспоминает такие моменты, — по большой мастерской, нашпигованной всякой всячиной, как сейчас бы назвали, арт-объектами, и ему все это очень нравилось».
Встречались еще несколько раз, а в 1991 году Юрий Балашов отправился в США, где занимался оформлением американского релиза группы «Парк Горького» и просто зарабатывал на хлеб как художник-оформитель.
В 1993 году Фрэнк Заппа пригласил Юрия на день рождения, в конце которого отвел в сторону и предложил оформить его последний альбом. «Только учти, — добавил Фрэнк, — жить мне осталось немного, так что, извини, рассусоливать некогда». Обложка для альбома Civilization Phaze III была сделана Балашовым за два месяца, хотя альбом вышел уже в 1994 году, после смерти Заппы.
В 1996 году он получил премию «Грэмми». В категории «Лучшая обложка и упаковка».
О том, что его работа получила такую высокую награду, Юрий Балашов узнал уже в Москве, куда вернулся заниматься своим любимым делом.
Жители СССР могли покупать записи в почти 30 фирменных магазинах «Мелодии», открытых в крупных городах и столицах союзных республик, магазинах типа «1000 мелочей» и киосках «Союзпечати». А могли заказывать по почте по каталогам «Посылторга». Не высылались только лицензионные и гибкие пластинки. Зато гибкими можно было разжиться, купив журнал «Кругозор», к которым такие диски прилагались ежемесячно. Нужно было лишь аккуратно вырезать диск.
Самой дорогой пластинкой «Мелодии» стал диск «Пол Маккартни и группа «Wings» — цены у коллекционеров в США достигали 200 долларов за экземпляр при розничной цене в 3,50 руб.
В архиве студии хранится 230 тысяч звукозаписей: музыка, записи прямых трансляций, аудиокниги, радиоспектакли, самоучители иностранных языков и т. д.
Грамзаписи «Мелодии» с первого дня выпускались в стереозвуке, а через 5 лет начались эксперименты с квадрофонией. Неоднократно получали гран-при Французской академии грамзаписи им. Шарля Кро и другие международные премии.
Через год после создания «Мелодия» заключила контракт с немецкой компанией «Ariola», которая распространяла в Европе советские записи классической музыки. Первые тиражи разошлись мгновенно. Вдохновившись успехом европейских коллег, такой же контракт с «Мелодией» заключила и американская компания «Capitol». За 4 года сотрудничества, к 1970 году, фирма планировала выпустить 300 миллионов грампластинок с записями классической музыки из фонотеки «Мелодии». Создали даже совместную фирму «Melodiya-Angel». (К слову, ожидания от продаж в США оправдались, и позднее, в связи с продажей 250-тысячной пластинки советских записей, «Мелодии» был вручен золотой диск «Capitol».)
В свою очередь, вдохновившись успехами «Мелодии» в Америке, еще через год — в 1968 году подписан контракт с «HMV», и записи из каталога «Мелодии» были выпущены в Великобритании.
К 1970-у году бренд «Мелодия» пользовался заслуженным спросом у коллекционеров Англии, Франции, Японии, США и еще почти 60 стран.
5 лет назад, к 50-летнему юбилею ограниченным тиражом были перевыпущены самые известные пластинки «Мелодии». К примеру, коллекционный альбом группы Стаса Намина «Цветы» продается за 15 тысяч рублей.
Разработал логотип «Мелодии» Андрей Крюков. На нем по все видимости изображена стилизованная космическая ракета-спутник. Он же автор эмблемы «Спортлото».
«Мелодия» продана.
К аукциону, организованному «ВЭБ капиталом», были допущены всего два участника – «Формакс» и «Студия Союз». Последнее предложило за актив , – 320 млн руб., а победитель – 329,6 млн руб. Решение предложить за актив его начальную стоимость директор «Студии Союз» Александр Бочков объяснил тем, что «просто не решились на шаг».
Цена примерно совпадает с экспертными оценками стоимости двух зданий, которые принадлежат «Мелодии». Если верить этим оценкам, каталог композиций «Мелодии» перешел «Формаксу» почти бесплатно, хотя лицензионные отчисления по нему составляли значительную часть доходов «Мелодии».
С 2007 г. Росимущество регулярно включало «Мелодию» в перечень объектов, планируемых к приватизации, но сроки неоднократно переносились.
«Мелодии» принадлежат два здания – на Карамышевской набережной, 44, и на Тверском бульваре, 24, стр. 1, и земля под ним, указано в раскрываемой «Мелодией» информации на сентябрь 2019 г. Общую стоимость этих объектов партнер Colliers International Станислав Бибик оценивает в 300–350 млн руб.
«Мелодия» владеет фонотекой почти из 240 000 аудиопроизведений, записанных на аналоговых лентах, виниловых пластинках, жестких дисках и других носителях. Эксперты оценивают стоимость каталога «Мелодии» всего в 30–60 млн руб.
Компания зарабатывает на сдаче имущества в аренду, лицензионных отчислениях и продаже дисков, винила. Например, компакт-диск Дмитрия Шостаковича от «Мелодии» продается на Amazon за 53 доллара.
Основным доходом «Мелодии» сейчас является лицензирование музыки для использования в фильмах и рекламе, а также продажа музыкальной продукции – 39 млн руб. Помещения в здании на Тверском бульваре приносили арендные платежи 7,3 млн руб.
Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»
В СССР энтузиасты, изготовливали самодельные рекордеры. Записывали музыку, которую не пропускал художественный совет «Мелодии» по идеологическим или политическим причинам. Записывались кустарные пластинки на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»).
Продажа таких записей считалась спекуляцией и была уголовно наказуема.
В наши дни продажа чужих записей тоже наказуема, но уже по другой статье.
Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись исчезла. Как только цифровые технологии стали массовыми и доступными, исчесли физические носители. И «Мелодия» вместе сними.
После 1991 года структура «Мелодии» (прежде всего централизованная система заказов и сбыта) стала разваливаться, а входящие в нее заводы грамзаписи получили неожиданную и, как оказалось, обременительную свободу. Спрос на пластинки начал резко снижаться: упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышла новая продукция – CD.
В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил всего около 33 млн. пластинок, и он уже работал в убыток. На сегодняшний день Апрелевский завод не производит грамплаcтинки, последняя партия была выпущена в 1997 году.
К концу XX века начался спад производства грампластинок и проигрывателей, не в последнюю очередь из-за развития рынка музыкальных компакт-дисков. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада; вплоть до середины 1990-х годов пластинки производили бывшие филиалы госкомпании «Мелодия» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Последние массовые тиражи грампластинок на территории бывшего СССР относятся к 1993-94 гг.
С удивлением узнал, что качество звукозаписи Мелодии и качество носителей были на одном уровне с западными партнерами…
Советские пластинки славятся своим плохим качеством. Формат звукозаписи позволял намного больше…
Я не против если кому СССР нравится, но нельзя же терять связь с реальностью!
«качество звукозаписи Мелодии и качество носителей были на одном уровне с западными»
С качеством записи проблем не было. Были большие проблемы с качеством самих пластинок. Но они и стоили 3-10 раз дешевле чем в западном мире.
Спасибо за ваш труд