Критерии качества. Мы были в восторге от качества Hi-FI систем в 70-80-х годах

Громкость, бас, перегрузочная способность, - параметры, которые в 70-80годах были критериями качества для основной массы потребителей.

Важнейшими востребованными свойствами акустики 70-80х была способность создавать высокое звуковое давление с большим количеством баса. Сама возможность выдавать громкость и бас всех завораживала. Приблизительно как Эллочку-людоедку ситечко.

До этого времени бас и высокое звуковое давление никто, никогда не слышал. Аргументы из серии, что рояль и контрабас может выдать что-то около 40Гц неуместны. Послушайте рояль с контрабасом, а потом посетите концерт в клубе или дискотеку… Если разница вами не замечается, аудиотехника явно не ваша тема. Возможно вам больше подойдет какое либо  другое увлекательное занятие, например вязание или консервирование овощей.

Ситуация была весьма органична. С одной стороны находились исполнители, многие из которых так и не пришли в трезвое состояние за все время своей творческой карьеры. Степень алкализации и наркотизации была такой, что часть из них умерло непосредственно в процессе творческой деятельности в совсем юном возрасте.

Роберт Плант и Джимми Пейдж летят в турне.
Это старина Оззи Осборн
Дженис Джоплин

С другой стороны находились слушатели пребывающие в очень схожем состоянии. Эдакая взаимная массовая психоделика и экстаз…  рок-концерт и дискотека. И все прибывало в полной гармонии.



У нас было два пакета травы, семьдесят пять таблеток мескалина, пять упаковок кислоты, полсолонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок. Мы были в восторге от качества звучания Hi-FI систем.
 

Со временем угар очень плавно сошел на нет. Гипертрофированный бас и громкость стали мало кому нужны. А задача получения мегабаса стала решается предельно дешево…. для настоящих крутых пацанов современные “страдивари” делают сабвуферы.

Громко и много баса, критерии, которые в 70-80х считались почти синонимами качества, для большинства покупателей аудиосистем, полностью утратили смысл. Впечатлить современного обывателя громкостью и басом стало совершенно невозможно.

И возник большой вопрос, что именно теперь следует называть качеством. Победу одержала идея о том, что следует снижать искажения и делать максимально ровной АЧХ. Всем в индустрии эта идея очень понравилась. Маркетологи теперь приводили многочисленные цифры и графики, глядя на которые всем было очевидно, что их продукты лучше.

И что особо замечательно, теперь можно было разогнать всех этих неуправляемых фриков, которые до этого в основном и разрабатывали аудиосистемы. Фрики выдавали такие образцы “народного творчества”, что порой диву даешься.

Большая часть подобной акустики была спроектирована с грубейшими инженерными ошибками. К примеру, говорить об АЧХ вообще не приходилось…  ее просто не было. Так как в двух любых самых ближайших точках АЧХ была совершено разная (результат множества твиттеров и СЧ на разной оси).        

Фриков заменили инженерами. Которым можно ставить требуемые задачи и получать плановый результат по фиксированному тарифу. Все унифицировалось и стандартизировалось.

Беда пришла от туда, откуда ее совершенно ни кто не ждал. По прошествии около 30 лет “неожиданно” выяснялось, что измеряемые параметры никак не связаны с ощущением людьми качества.

Большая ровность АЧХ не является показателем того, что акустика будет восприниматься слушателями как более качественная. Единственное о чем информирует АЧХ, это то, какая у акустики АЧХ. Информация бесспорно познавательная, но абсолютно бестолковая в практическом, потребительском плане.

Искажения в 0,00001 оказались не лучше искажений в 0,5. Корреляция ощущения качества с их измеримыми характеристикам отсутствует. Не то что бы это взаимосвязь не всегда прослеживалась, – она полностью отсутствуют. Искажения аудиосистем могут отличаться в многие тысячи раз, но при этом люди не ощущают связи искажений с качеством. Конечно, еще есть компании которым не хватило 30 лет, что бы это понять. Тормозят немного. Но и они глядя на других перестали рисовать графики и цифры. 

По графикам и параметрам, нельзя не только сделать выбор акустики, но и даже хотя бы очень приблизительно понять, что она из себя может представлять. По параметрам можно только сделать вывод, – как громко она может звучать и как много баса сможет выдать. По удивительному “совпадению”, громкость, бас, перегрузочная способность, это именно те параметры, которые в 70-90 годах были критериями качества для основной массы потребителей.

Но проблема оказалось не в том, что параметры, которые они сами себе выбрали и безмерно улучшали, в современной действительности не имеют особого смысла. В мире существует огромное количество вещей не имеющих смысла и это никому не мешает.  

Инженерный подход, и соревнования в параметрах привели к созданию класса аудиотехники, которым почти полностью забиты Hi-Fi магазины.  Сложился даже термин этот класс описывающий, – “Новодел”. Характерная особенность “новодела”, непригодность аудиосистем для прослушивания реальной музыки. Слушать музыку конечно можно, но удовольствие от этого прослушивания очень и очень сомнительное. Люди не идут в Hi-Fi салоны, не по тому, что они все разом вдруг отупели, и не понимают своего “счастья”. В предлагаемом им “счастье” у них нет потребности.

Реальная музыка на “новоделе” звучит весьма странно, а ее прослушивание запредельно утомляет. Для того что бы послушать 30 минут музыки, требуется большое физическое здоровье и огромный запас душевных сил.

С другой стороны, дешевую магнитолу играющую в парикмахерской, выключают в конце 14 часовой смены. А в автомобиле можно проехать многие сотни километров, не выключая музыку. Автоакустика стала массовой, и у людей появилась возможность сравнения с тем, что им предлагают в Hi-Fi салонах… И автоакустика, в частности, забила огромный гвоздь в гроб Hi-Fi индустрии.

 

Продолжение: Кто сшил костюм? Отказ от ответственности за конечный результат

Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
AudioArt.ru
Комментариев: 2
  1. Николай

    “Беда пришла от туда, откуда ее совершенно ни кто не ждал. По прошествии около 30 лет “неожиданно” выяснялось, что измеряемые параметры никак не связаны с ощущением людьми качества” – какая же это беда? Это счастье!
    Теперь не нужны дорогие инженеры, теперь достаточно маркетологов, которые в уши клиентам будет вливать и статьи в журналах заказывать про то, какая классная у них акустика, какие “четкие” верха, какая “воздушность” звука… а дальше эффект самовнушения(плацебо) сделает свое дело.

    1. AudioArt.ru

      Беда в том, что индустрия от этого схлопнулась. Индустрия этим сама себя этим убила. Массово производится акустика не особо нужная людям.

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу