Критерии качества. Мы были в восторге от Hi-FI систем в 70-80-х годах

Громкость, бас, перегрузочная способность, - параметры, которые в 70-80годах были критериями качества для основной массы потребителей.

Важнейшими востребованными свойствами акустики 70-80х была способность создавать высокое звуковое давление с большим количеством баса. Сама возможность выдавать громкость и бас всех завораживала. Приблизительно как Эллочку-людоедку ситечко.

До этого времени бас и высокое звуковое давление никто, никогда не слышал. Аргументы из серии, что рояль и контрабас может выдать что-то около 40Гц неуместны. Послушайте рояль с контрабасом, а потом посетите концерт в клубе или дискотеку… Если разница вами не замечается, аудиотехника явно не ваша тема. Возможно вам больше подойдет какое либо  другое увлекательное занятие, например консервирование овощей.

Ситуация была весьма органична. С одной стороны находились исполнители, многие из которых так и не пришли в трезвое состояние за все время своей творческой карьеры. Степень алкализации и наркотизации была такой, что часть из них умерло непосредственно в процессе творческой деятельности в совсем юном возрасте.

Роберт Плант и Джимми Пейдж летят в турне.
Это старина Оззи Осборн
Дженис Джоплин
 
С другой стороны находились слушатели пребывающие в очень схожем состоянии. Эдакая взаимная массовая психоделика и экстаз…  рок-концерт и дискотека. И все прибывало в полной гармонии.
 
У нас было два пакета травы, семьдесят пять таблеток мескалина, пять упаковок кислоты, полсолонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок. Мы были в восторге от качества звучания Hi-FI систем.

Со временем угар очень плавно сошел на нет. Гипертрофированный бас и громкость стали мало кому нужны. А задача получения мегабаса стала решается предельно дешево…. для настоящих крутых пацанов современные «страдивари» делают сабвуферы.

Громко и много баса, критерии, которые в 70-80х считались почти синонимами качества, для большинства покупателей аудиосистем, полностью утратили смысл. Впечатлить современного обывателя громкостью и басом стало совершенно невозможно.

И возник большой вопрос, что именно теперь следует называть качеством. Победу одержала идея о том, что следует снижать искажения и делать максимально ровной АЧХ. Всем в индустрии эта идея очень понравилась. Маркетологи теперь приводили многочисленные цифры и графики, глядя на которые всем было очевидно, что их продукты лучше.

И что особо замечательно, теперь можно было разогнать всех этих неуправляемых фриков, которые до этого в основном и разрабатывали аудиосистемы. Фрики выдавали такие образцы «народного творчества», что порой диву даешься.

Большая часть подобной акустики была спроектирована с грубейшими инженерными ошибками. К примеру, говорить об АЧХ вообще не приходилось…  ее просто не было. Так как в двух любых самых ближайших точках АЧХ была совершено разная (результат множества твиттеров и СЧ на разной оси).        

Фриков заменили инженерами. Которым можно ставить требуемые задачи и получать плановый результат по фиксированному тарифу. Все унифицировалось и стандартизировалось.

Беда пришла от туда, откуда ее совершенно никто не ждал. По прошествии около 30 лет «неожиданно» выяснялось, что измеряемые параметры никак не связаны с ощущением людьми качества.

Большая ровность АЧХ не является показателем того, что акустика будет восприниматься слушателями как более качественная. Единственное о чем информирует АЧХ, это то, какая у акустики АЧХ. Информация бесспорно познавательная, но абсолютно бестолковая в практическом, потребительском плане.

Искажения в 0,00001 оказались не лучше искажений в 0,5. Корреляция ощущения качества с их измеримыми характеристикам отсутствует. Не то что бы это взаимосвязь не всегда прослеживалась, — она полностью отсутствуют. Искажения аудиосистем могут отличаться в многие тысячи раз, но при этом люди не ощущают связи искажений с качеством. Конечно, еще есть компании которым не хватило 30 лет, что бы это понять. Тормозят немного. Но и они глядя на других перестали рисовать графики и цифры.

По графикам и параметрам, нельзя не только сделать выбор акустики, но и даже хотя бы очень приблизительно понять, что она из себя может представлять. По параметрам можно только сделать вывод, — как громко она может звучать и как много баса сможет выдать. По удивительному «совпадению», громкость, бас, перегрузочная способность, это именно те параметры, которые в 70-90 годах были критериями качества для основной массы потребителей.

Но проблема оказалось не в том, что параметры, которые они сами себе выбрали и безмерно улучшали, в современной действительности не имеют особого смысла. В мире существует огромное количество вещей не имеющих смысла и это никому не мешает.  

Инженерный подход, и соревнования в параметрах привели к созданию класса аудиотехники, которым почти полностью забиты Hi-Fi магазины.  Сложился даже термин этот класс описывающий, — «Новодел». Характерная особенность «новодела», непригодность аудиосистем для прослушивания реальной музыки. Слушать музыку конечно можно, но удовольствие от этого прослушивания очень и очень сомнительное. Люди не идут в Hi-Fi салоны, не по тому, что они все разом вдруг отупели, и не понимают своего «счастья». В предлагаемом им «счастье» у них нет потребности.

Реальная музыка на «новоделе» звучит весьма странно, а ее прослушивание запредельно утомляет. Для того что бы послушать 30 минут музыки, требуется большое физическое здоровье и огромный запас душевных сил.

С другой стороны, дешевую магнитолу играющую в парикмахерской, выключают в конце 14 часовой смены. А в автомобиле можно проехать многие сотни километров, не выключая музыку. Автоакустика стала массовой, и у людей появилась возможность сравнения с тем, что им предлагают в Hi-Fi салонах… И автоакустика, в частности, забила огромный гвоздь в гроб Hi-Fi индустрии.

 

Продолжение: Кто сшил костюм? Отказ от ответственности за конечный результат

Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 38 оценок, среднее 4.47 из 5 )
AudioArt.ru
Комментарии: 11
  1. Николай

    «Беда пришла от туда, откуда ее совершенно ни кто не ждал. По прошествии около 30 лет “неожиданно” выяснялось, что измеряемые параметры никак не связаны с ощущением людьми качества» — какая же это беда? Это счастье!
    Теперь не нужны дорогие инженеры, теперь достаточно маркетологов, которые в уши клиентам будет вливать и статьи в журналах заказывать про то, какая классная у них акустика, какие «четкие» верха, какая «воздушность» звука… а дальше эффект самовнушения(плацебо) сделает свое дело.

    1. AudioArt.ru

      Беда в том, что индустрия от этого схлопнулась. Индустрия этим сама себя этим убила. Массово производится акустика не особо нужная людям.

      1. Алексей

        Наверное, производство не будет делать то, на что нет спроса. Однако в магазинах полно неиграющих колонок и рынок вторички забит неиграющими «гулкими ящиками» , привезёнными аж из самой Японии или Америки. То, что там предлагают по 10 долларов, у нас продают по 200-500. Но чтобы получить звучание от таких колонок, надо приложить к ним голову и руки. Все эти белые динамики на фоне пластиковых японских украшений -замануха, внутри стоят дюралевые клеммы на тонких проводках, копеечные фильтры и корпуса под НЧ 30 см весом 6 кг.

  2. Serj

    АС-ки выбирал долго, из того что можно было послушать. Продавцы всегда хотели дать больше мощности. Приходилось просушку «брать в свои руки» приходил со своим CD, качество оценивал по André Rieu — Please Don’t Go (2003)
    https://www.youtube.com/watch?v=FoJlAkuQuXc
    Свой выбор остановил на Focal Jmlab Chorus 706s, полочники двухполосники.
    Потом начался мучительные эксперименты с УМЗЧ (собирал самостоятельно), это только наивные могут думать, что если одинаковые характеристики, то и звук одинаковый. В итоге quad-405 со всеми модификациями и грамотно настроенный.
    И вот к чему я, недавно был на BACCARA выступали на площади, звук — так себе, это я о концертной акустике. Может звук на сцене ставили рукожопы, но дома звук куда лучше и приятнее. Как на малой мощности так и на средней, на большой не слушаю, темброблоком не пользуюсь из-за ненадобности. Хотя с предыдущими УМЗЧ приходилось подкручивать.

  3. Алексей

    Судя по фото акустики 70х -80х, фирмы хотели удивить потребителя количеством динамиков на лицевой панели))) Причём втискивали их впритык, что можно сказать о качестве звука, когда динамик НЧ играет в 1/6 объёма, ему надлежащего? Однако теперь торговцы называют те времена «золотой эрой аудио» -стало быть, детский сад становится высшим Университетом … После подобных «перлов» остаётся только засучить рукава и сделать себе колонки самому (пусть даже на 10 ГД-30) -уже прорыв после бюджетных Technics, Yamaha, Canton и т.п. Но ищущий найдёт потом и получше динамики…

  4. master

    Дело не в том, что рынок хай фай сам себя убил, вообще не в этом. А в том, что уже всё просчитано давно, что в основном всем пофигу вообще на музыку, а тогда зачем что то делать стараться за 100 000 рублей например, если есть за 10 000 и купят именно за десять. Вот они эти все бренды и привозят шипотреб за сто тысяч рублей хлам, всё равно и так купят, а кому и кто понимает за миллион другой…там рынок совсем не убит, он как был цветущим так и цветёт. Это как винил, винил во многих странах не был забыт, он всегда был и пользовался популярностью, а у нас возрождение какое то происходит……

  5. Путин В. В.

    «Роберт Плант и Джимми Пейдж летят в турне.»
    Наверно-просто-аэрофобы…Я-тоже!!!

  6. Иван

    Оценка ситуации, как по мне, так вполне реалистична. Только не понятно — почему столько трагизма? Изначально теория утверждала, что сам громкоговоритель — это усеченный пульсар. Значит он обязан излучать сферическую волну. Применительно к волновым свойствам привязывались его размеры и форма. Предъявлялись определенные требования к форму корпуса и его материалам. А что в итоге? Делается из чего угодно и как угодно, лишь бы громче! Требование большой мощности было вызвано тем, что музыка слушалась в полу-сознательном состоянии. Ее большая мощность делала безуспешную попытку разбудить одурманенный мозг. В итоге больше беспокоила родных и соседей. Сам слушатель музыки не слышал, он храпел. А вот создать звук — как успокаивающий так никто и не пытался. Когда у вас болит голова, вы негромко включаете приятную музыку и приняв нужное лекарство засыпаете. При этом даже продолжая играть музыка ни кого не напрягает.

  7. Олег

    Меня мои SONY SS CS3 не напрягают. Что со мной не так или новодел новоделу рознь? До этого лет тридцать жил с S-90. В молодости тоже не напрягало, потом лет пятнадцать слушал музыку главным образом в автомобиле. Когда захотелось вспомнить старое, оказалось, что со звуком в «тридцатьпятках»что-то не так (при том, что они в идеальном состоянии). Вот тут и возникла мысль о фазовых искажениях, которую вы полностью подтвердили. Сейчас по-новому стал воспринимать джаз и классику, которые раньше «не звучали».

  8. Александр

    Я сорок лет пытался купить подходящий звук по относительно доступным ценам. Перебрав кучу брендов, решил сделать сам АС. Сделал за месяц трехполоску, настраивал год. В итоге слушаю и наслаждаюсь.
    Насчёт ровной АЧХ не согласен. Она изначально неровная (+-3 дБ), что очень сильно влияет на звук и определяет разный характер звучания. А потом любая домашняя комната меняет и коверкает её. Так что, если со слухом в порядке, желательно максимально ровная АЧХ и фчх.
    Звук- настолько тонкая и эфемерная материя. Поэтому идеальный звук реально недостижим. Но, учитывая магическое воздействие гармонических колебаний на некоторых индивидуумов, к нему всегда будут стремиться страждущие. На плохой аппаратуре будет соответствующим восприятие музыки.

  9. Анатолий Анатольевич

    Ну,а Хай-Энд вернулся ли и жив ли? Как,считаете, ребята!!!!???

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

© При использовании материалов AudioArt.ru обязательным условием является наличие открытой гиперссылки на исходную страницу