Около полвека звуковоспроизводящие системы выполнялись единым устройством. Смысла выделять отдельные компоненты не было.
Качество определяется качеством его отделенного звена. Самым слабым звеном очень долгое время был источник звука, — пластмассовый носитель информации или АM радио.
Первой серийной грампластинкой в РФ (весь цикл производства) стала запись песни «Бродяга» в исполнении цыганского хора (Апрелевский завод, «Метрополь рекордъ», 1911).
Видимо это был мега-хит того времени. Качество звучания вы можете оценить самостоятельно: Ляля Чёрная, «Бродяга»
Потребности в улучшении качества звучания акустического тракта явно не существовало.
И лишь приблизительно в 70-х годах прошлого века акустические системы стали выделять в отдельные компоненты.
Первые отдельные АС выполненные в виде отдельных компонентов были примитивны. В большинстве случаев решения сводились к установке уже существующих динамиков в отдельные ящики.
![]() | ![]() |
Дальнейшее развитие АС породило множество решений. Появляются жестко специализированные динамики. Основное развитие приводит к увеличению числа полос и более жесткому их выделения.
А в конце прошлого века появилась ярко выраженная тенденция к миниатюризации габаритов АС. И появлению сабвуферов.
Посмотреть эволюцию акустических систем можно на примере АС выпускаемых в СССР. Выпускаемые в других странах АС имели приблизительно схожую эволюцию. Так как советские инженеры имели доступ к технике зарубежных стран. Но прямого копирования зарубежных решений, за очень редким исключением, как правило не было.
Первая цифра в названии указывала на класс (бюджет) техники. Ноль это высший класс, 1 — первый, и т.д.
Эволюция акустических систем СССР
(максимально полный архив, динамики, схемы):
2-3 серия акустики СССР
4-6 серия акустики СССР
8-10 серия акустики СССР
![]() | 10АС-232 (50АС-201) Кливер |
![]() | 10АС-248 Корвет |
![]() | 10АС-318, 15АС-221 Маяк |
![]() | 10АС-328, 15АС-223 Маяк |
![]() | 10АС-412 Романтика |
15 серия акустики СССР
![]() | 15 АС-1 |
![]() | 15АС-4 |
![]() | 15AC-109, 15АС-110, они же 25АС-101, 25АС-102 |
![]() | 15АС-315 (15АС-201) |
![]() | 15АС-201 Широкополосная АС |
![]() | 15АС-201-1 Аксия |
![]() | 15АС-220 |
![]() | 15АС-225 они же 25АС-225 |
![]() | 15АС-404, 15АС-204 |
![]() | 15АС-407, они же 20 АС-1 |
20-25 серия акустики СССР
![]() | 25АС-027, они же 25АС-227 и 150АС-007 |
![]() | 20АС-1, они же 15АС-407 |
![]() | 20АСР-1 |
![]() | 25АС-2, они же 25АС-302 |
![]() | 25АСА-11 |
![]() | 25АС-109 |
![]() | 25АС-126, она же 25АС-326 |
![]() | 25АС-128 |
![]() | 25 АС-132, Кубики |
![]() | 25АС-216 |
30-35 серия акустики СССР
![]() | 30А-188 |
![]() | 30 А-200 |
![]() | 30 АС-002, 30 АС-003 «Эстония» |
![]() | 30 АС-101КЕ «Элиот» |
В начале 60-х ПО “RRR Radiotehnika VEF” предлагает использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивных фильтров.
В то время в мире производились в основном широкополосные АС. Многополосные системы практически не выпускались в СССР.
50 серия акустики СССР
75 серия акустики СССР
![]() | 75 АС-001 |
![]() | 75 АС-065 “Электроника” НПО «Торий» |
![]() | 75 АС-087, ВНИИРПА им. А.С. Попова |
![]() | 75-АС-102 |
![]() | 75 АС-128 |
![]() | АС-80-2-1 Рижский радиозавод |
![]() | 90 АС-001 “Электроника” |
100 серия, — и до упора